Введение:
Экономическая ситуация в России в настоящее время такова, что большинство предприятий сталкивается с проблемой обновления основных фондов (средств производства). При этом очень часто из-за недостатка оборотных средств они вынуждены брать кредиты под залог ценных бумаг, партий товара, недвижимости. Однако на лицо тот факт, что источников финансирования для крупных капиталовложений у современных предприятий недостаточно. Необходимы новые инструменты обновления и ускоренной модернизации основных фондов предприятий с учетом дефицита оборотных средств. Одним из таких достаточно эффективных в последнее десятилетие инвестиционных инструментов стал лизинг (финансовая аренда).
Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием российского парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Тема правового регулирования лизинговых отношений стоит очень остро: именно от реального правового обеспечения зависит развитие рынка лизинговых услуг и поток инвестиций в Россию.
Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, правовое регулирование лизинговых отношений находится на позитивном пути своего развития, о чём говорит ряд нормативно-правовых актов принятых в последнее время и регулирующих данные правоотношения.
Существующая в России законодательная база лизинга относительно хорошо развита и включает в себя Гражданский кодекс РФ (§ 6 гл. 34), Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" и Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Для участников лизинговых отношений важным событием за последнее время стало принятие новой редакции Федерального закона от 29 января 2002 № 10-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
Глава 3:
Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.
Согласно сегодняшним правилам, применяются неизменные процентные ставки за кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не остаётся неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку оборудования предоставляемого в лизинг, которые менялись бы пропорционально изменению ставки рефинансирования.
Но самое главное заключается в том, чтобы осознать народно-хозяйственное значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных ресурсов и обновления технологической базы производства. Поэтому при разработке стратегии развития Российской Федерации необходимо существенно скорректировать курс экономической реформы, чётко разграничивать её цели со средствами достижения и помнить, что конечной целью является развитие экономики и улучшение жизни народа, а не либерализация любой ценой. Этим же целям служит и правовое регулирование данных правоотношений.
Необходимо многообещающие намерения подкрепить надёжными инструментами достижения намеченных целей и, прежде всего разработкой проектов законодательных актов в области регулирования лизинга (в частности, это касается вопросов авиализинга и лизинговых отношений с иностранным участником. Большое значение, по мнению автора, имеет разработка программы инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа, по представлениям автора, должна включать:
Заключение:
На основе проведённого исследования автор приходит к выводу, что в современной России активно идёт процесс обновления и совершенствования законодательной базы лизинга, а, следовательно, и правового регулирования лизинговых отношений в целом.
Наиболее важные законодательные акты, регулирующие лизинговую деятельность, включают в себя Гражданский кодекс РФ, в частности гл. 34, в которой даются основные понятия о лизинге, а также Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" в редакции Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ. Поскольку Россия в 1998 г. присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, этот документ также является частью законодательной базы лизинга в России.
Следует особо отметить, что в начале 2002 года вступил в действие Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 января 2002 г. Этот Закон устранил важные противоречия, существовавшие между ранее принятым Законом "О лизинге" и иными законодательными актами, в первую очередь с Гражданским и Налоговыми кодексами Российской Федерации. Также были устранены внутренние противоречия, присутствовавшие в Законе. В соответствии с данным Законом участникам лизинговых отношений предоставляется довольно обширная свобода действий исходя из заключённого между ними договора.