Введение:
Построение правового государства и рыночной экономики в Рос-сии требуют создания таких организационно-правовых форм коммер-ческих организаций, которые могли бы соответствовать новым требованиям времени.
Причина моего выбора темы связана с тем, что Федеральный за-кон РФ от 8 февраля 1998 г. №14 -ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» имеет сравнительно малый срок своего практиче-ского воплощения. Поэтому тема недостаточно освещена в теории, нуж-дается в изучении и проблематика применения закона вызывает немало вопросов у практиков.
Обществом с ограниченной ответственностью признается учреж-денное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, устав-ный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обяза-тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.2 Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Определение прав и обязанностей участников общества является важным элементом правовой характеристики их статуса. Это вопрос, в котором в первую очередь должны хорошо разбираться как сами участ-ники общества, так и иные члены его органов управления и исполни-тельных органов.
К сожалению, в последние годы опыт деятельности многочислен-ных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью показал, что крайне редко можно встретить хозяйственное общество, участники которого представляют в полной мере объем своих прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Вместе с тем права и обязанности, определенные Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» – это ре-зультат почти десятилетнего опыта проб и ошибок, которыми была на-полнена история становления обществ с ограниченной ответственно-стью и о совокупности которых сегодня можно говорить как о сложив-шейся системе прав и обязанностей.
Хозяйственные общества, к которым относятся общества с огра-ниченной ответственностью и акционерные общества, являются наибо-лее популярными организационно-правовыми формами как в России, так и в зарубежных странах. Как правило, акционерное общество – это правовая форма объединения крупного капитала, а общество с ограни-ченной ответственностью ориентировано на субъекты среднего и мало-го предпринимательства.
Глава 3:
Вклад участников в уставный капитал общества является ничем иным, как оплатой доли участника в уставном капитале. Поскольку эта оплата осуществляется в различных формах, законодатель называет ее вкладом, хотя, возможно, это не самая удачная редакция, т.к. способна привести к путанице.
В соответствии со ст.90 ГК РФ уставный капитал общества со-ставляется из стоимости вкладов его участников. Пункт 1 ст.14 Закона говорит об уставном капитале как совокупности номинальной стоимо-сти долей его участников. Противоречия между этими нормами нет, так как стоимость вклада учредителя должна быть не меньше номинальной стоимости его доли (п.1 ст.16 Закона). Уставный капитал, с одной сто-роны, - это учетная величина, обозначающая, что общество на опреде-ленный момент времени обладает чистыми активами не менее размера уставного капитала. Уставный капитал, в какой бы форме он не вносил-ся – натуральной или денежной, имеет общую денежную оценку. Но ус-тавный капитал является также, по крайней мере на момент внесения, реально существующим имуществом.
Таким образом, формами оплаты доли в уставном капитале могут быть:
а) передача движимого и недвижимого имущества в собственность об-щества;
б) передача ценных бумаг в собственность общества;
в) перечисление денежных средств;
г) передача имущественных прав;
д) передача иных прав, имеющих денежную оценку.
Согласно ст.129 ГК РФ не все объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица другому, т.е. сво-бодно обращаться. Вещи делятся на: а) свободные в обороте; б) ограни-ченные в обороте; в) изъятые из оборота. Ограничение оборотоспособ-ности определенных вещей устанавливается законом. Это означает, что виды вещей, которые могут принадлежать лишь определенным участ-никам гражданского оборота или допускаться к обороту только на осно-вании специальных разрешений, выдаваемых соответствующими орга-нами, определяется в порядке, установленном законом. Изъятие от-дельных видов вещей из гражданского оборота также осуществляется на основании закона. Сложность заключается в том, что вещи, изъятые и ограниченные в обороте, определяются многими законами. Так, изъяты из гражданского оборота леса, составляющие лесной фонд, водные объ-екты, находящиеся в государственной собственности. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, не допускается. Федераль-ный закон от 13.12.1996 г. «Об оружии» в ст.6 дает целый перечень предметов (вещей), изъятых из гражданского оборота. Закон РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды» к объектам, изъятым из оборота, относит особо охраняемые природные территории, национальные парки, государственные заповедники, заказники, уни-кальные объекты природы. Федеральный закон от 26.05.1996 г. «О Му-зейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федера-ции» устанавливает ограничения на оборот музейных предметов и му-зейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, которые могут отчуждаться либо переходить от одного лица к другому только по специальному разрешению федерального органа исполнительной вла-сти.
Заключение:
Как известно, развитие рыночной экономики неотделимо от эф-фективной работы коммерческих организаций, действующих в различ-ных организационно-правовых формах, основанных на разных формах собственности. При этом утверждение принципов самоорганизации и добровольности, самостоятельной деятельности предприятий предпола-гает усиление роли управления внутренними процессами в любых орга-низациях.
Порядок управления деятельностью различных юридических лиц в общем виде определяется нормами Гражданского кодекса РФ. Кон-кретизировать соответствующие положения Гражданского кодекса РФ призваны принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие правовое положение, внутреннюю организацию и деятельность отдельных видов юридических лиц – коммерческих и некоммерческих организаций. Поэтому при подготовке учредительных, а также внутренних документов общества их участники, регулируя вопросы организации управления, обязаны руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса и Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Организация управления в хозяйственных обществах, в частности, в обществах с ограниченной ответственностью, выражает самоуправ-ленческую деятельность их участников. Именно участники общества определяют его структуру управления, компетенцию органов, прини-мающих решения, виды и содержание внутренних документов, формы участия персонала общества в выполнении его задач.
Участники общества вправе самостоятельно решать вопросы ор-ганизации структуры корпоративного управления, учитывая при этом, что в обязательном порядке в обществе с ограниченной ответственно-стью должны быть созданы только два управленческих органа - общее собрание участников общества и единоличный исполнительный орган общества (или его функции должны быть переданы управляющему). При необходимости в обществе с ограниченной ответственностью при-меняются трехзвенная и четырехзвенная структура управления. Практи-ка показывает, что наибольший управленческий эффект достигается при использовании компактных структур управления, в рамках которых строго регламентированы компетенция и ответственность, хорошо реа-лизуются контрольная функция и проверка исполнения принятых реше-ний.
Эффективность управления обеспечивается достаточно жесткой его централизацией, обоснованным распределением прав, обязанностей и ответственности между звеньями любой управленческой иерархии, профессионализмом кадров, систематическим контролем и проверкой исполнения решений.