Введение:
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны: производители товаров и услуг, торговля диктовали им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).
Закон «О защите прав потребителей» был разработан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защиты их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определения механизма реализации этих прав. Актуальность темы выражена также в практической значимости и недостаточной разработанности проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг и поэтому обусловили выбор ее в качестве предмета квалификационного исследования.
Выбранная тема квалификационной работы предполагает выполнение следующих задач: провести анализ современного законодательства в области защиты прав потребителей; исследовать основные теоретические проблемы этого правового института и высказать некоторые предложения относительно совершенствования его правовых норм.
Целью квалификационной работы является изучение Закона РФ «О защите прав потребителя», выявление реальных возможностей у потребителя отстаивать свои интересы и права при совершении различных сделок, покупке товара, потреблении каких-либо услуг.
Основной правовой базой при написании квалификационной работы является Закон РФ "О защите прав потребителей", а также и другие нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу общественных отношений. Теоретической базой квалификационной работы являются труды авторов М.И. Брагинского, А.Ю. Кабалкина, Я.Е.Парций и многих других.
Глава 3:
Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. От проведения совместных проверок, характерных для этапа становления системы, сделаны шаги к консолидации усилий всех ветвей системы защиты прав потребителей, направленные на обеспечение надежной защиты законных прав и интересов потребителей.
Работают координационные советы по защите прав потребителей как на федеральном, так и региональном уровнях, реализуются региональные программы и комплексные планы мероприятий. Вырабатывается согласованная политика в сфере защиты прав потребителей государств-участников Содружества Независимых Государств (далее СНГ) с учетом интеграционных процессов на потребительском рынке.
Вместе с тем, количество проблем в сфере защиты прав потребителей не иссякает.
Негативно сказываются на положении потребителей наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям; ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами; неудовлетворительное состояние с защитой авторского права и смежных прав практически во всех областях, связанных с созданием или использованием объектов интеллектуальной собственности; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей и предпринимателей, на фоне широкой и наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности судебных органов; недостаточный авторитет общественных объединений потребителей и т.д.
Ориентация защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного потребителя, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Необходима корректировка национальной политики в сфере защиты прав потребителей, поиск и применение новых подходов к ее формированию и реализации.
Заключение:
Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия законодательной базы, но и формирования политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль антимонопольных органов в выработке и реализации согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональном уровнях.
Закон РФ "О защите прав потребителей" принятый 7 апреля 1992 г. направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях, осуществляющих защиту его прав и т.д.
Принятие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» стало важной вехой в становлении Российской Федерации как демократического правового государства в новой истории нашей страны. Будучи на протяжении всего десятилетия наиболее востребованным Законом, он позволяет решать насущные потребительские проблемы граждан и способствует формированию активного слоя гражданского общества.