Введение:
Жилищная проблема является одной из острых проблем Российского государства и общества в целом.
В различные исторические времена критерии обеспеченности жильем являлись разными. Степень обеспеченности жильем, как правило, зависит от уровня развития государства, его материальных возможностей и существующей в нем общественно - политической системы, которая является определяющей для норм, регулирующих основания и порядок обеспечения жильем граждан.
Жилье является составной частью достойного жизненного уровня, одним из составных материальных условий жизни человека. Путем его использования мы удовлетворяем свои ежедневные потребности, используя его как место для отдыха, научной и творческой деятельности. Потребность в жилье возникает с момента рождения и сохраняется на протяжении всей жизни.
За период с момента введения в действие Жилищного кодекса РСФСР 1983г. в России изменилась вся система общественных отношений, стало иным государственно-правовое устройство. ЖК РСФСР безнадежно устарел, и избирательное применение его норм было возможно только в совокупности с Законом от 24.12.1992г «Об основах федеральной политике». Необходимо отметить, что некоторые положения ЖК РСФСР 1983г. постановлениями Конституционного суда РФ были признаны несоответствующими новой Конституции РФ.
Основной задачей в жилищной сфере на сегодняшней день является повышение качества и доступности жилья. Для решения этой задачи власти предпринимали отдельные шаги и создавали государственные программы. В 1999 года Правительством России было принято решение о разработке нового Жилищного кодекса. Работа над проектом шла медленно и трудно, он долго обсуждался, проходил многоступенчатые голосования, дорабатывался и перерабатывался. Однако реальные шаги в этом направлении были предприняты только в 2004 году в рамках 27 Федеральных законов по формированию доступного жилья.
С 1 марта 2005 года вступил в действие новый Жилищный кодекс РФ, регулирующий современные жилищные отношения в соответствии с принципами установленными Конституцией РФ 1993г. Поэтому с 01.03.2005 г. утрачивают юридическую силу и перестают действовать Жилищный кодекс РСФСР 1883 года, а также Основы. В то же время, поскольку реформирование отношений требует определенного периода, временно, до 01.01.2007 года, продолжают действовать некоторые положения законодательства о приватизации жилищного фонда (ст.2 ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ»).
Глава 4:
В соответствии со ст. 83 ЖК РФ расторжение договора социального найма может осуществляться во внесудебном и судебном порядке. Внесудебное расторжение договора возможно в трех случаях:
а) когда это происходит по соглашению сторон, т.е. между нанимателем и наймодателем нет спора о законности и целесообразности расторжения договора. По соглашению сторон договор может быть расторгнут в любое время, при этом инициатором расторжения договорных отношений вправе быть любая сторона (ч. 1 ст. 83). Возможность расторжения договора социального найма по соглашению сторон является новеллой, ранее ЖК РСФСР ее не предусматривал;
б) когда решение о расторжении договора принято нанимателем, но при условии, что остальные проживающие совместно с ним члены его семьи дали на расторжение договора письменное согласие (ч. 2 ст. 83);
в) когда наниматель и члены его семьи выехали в другое постоянное место жительства. В этом случае договор социального найма считается расторгнутым со дня выезда (ч. 3 ст. 83).
Последние два основания расторжения договора найма жилого помещения были предусмотрены также в ЖК 1983 г. (ч. 1 и 2 ст. 89 ЖК РСФСР).
Расторжение договора социального найма жилого помещения в судебном порядке осуществляется всегда, когда инициатором расторжения договора является наймодатель. Исключение составляет упомянутый выше случай, когда наниматель согласился с инициативой наймодателя (в этом случае договор расторгается по соглашению сторон).
В соответствии со ст. 83 перечень оснований расторжения договора социального найма по требованию наймодателя, т.е. в судебном порядке следующий:
- неуплата нанимателем за жилое помещение и (или) коммунальные услуги более шести месяцев (ст. 90ЖК РФ; о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги, определении ее размера и порядке внесения ст. 154-157 ЖК РФ);
- разрушение или порча жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает (например, поднанимателями, временными жильцами);
- систематическое нарушение прав и интересов соседей, делающее невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
- использование жилого помещения не по назначению (о назначении жилого помещения и пределах его использования ст. 17 ЖК РФ)
Последствием расторжения договора социального найма жилого помещения или утраты права на проживание по другим основаниям либо отсутствия у лица такого права является обязанность освобождения жилого помещения. При этом если гражданин, у которого право пользования жилым помещением прекратилось, добровольно не освобождает жилое помещение, то его принудительное выселение осуществляется в судебном порядке. Дела о выселении рассматриваются с участием прокурора, однако неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).
Заключение:
Принятие нового Жилищного законодательства направлено на реализацию и обеспечение совершенствования жилищного законодательства Российской Федерации; улучшения жилищных условий граждан; доступности приобретения жилья; сокращения к 2010 году времени ожидания в очереди на получении социального жилья малоимущим гражданам; повышения качества коммунальных услуг; самостоятельного развития всех муниципальных образований.
Договор найма жилого помещения является одним из видов гражданско-правовых договоров; одновременно договор найма жилого помещения является основным договором жилищного права. Он выступает в качестве одного из оснований предоставления жилого помещения и пользования этим помещением.
В данной работе были рассмотрены основные начала обеспечения граждан жилыми помещениями, порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, пользование жилыми помещениями.
Договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов остается основным договором в жилищных отношениях. Еще долгое время договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фондов будет единственной возможностью удовлетворения гражданами Российской Федерации своего конституционного права на жилище. Договор социального найма возникает из сложного юридического состава, элементами которого являются: предварительная постановка на учет гражданина в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; решение компетентного органа о предоставлении гражданину конкретного жилого помещения; заключение договора на это помещение.
К договору социального найма жилого помещения предъявляются следующие требования: договор социального найма жилого помещения должен учитывать интересы обеих сторон как наймодателя, так и нанимателя; заключение данного договора осуществляется по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством; во избежание неправильных толкований и для разрешения различных споров относительно прав и обязанностей сторон необходима письменная форма его заключения, где одной из сторон может быт РФ, субъект РФ или муниципальное образование; по договору социального найма жилые помещения предоставляются без установления определенного срока его действия, т.е. бессрочное пользование; плата за жилое помещение лимитирована действующим законодательством; договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут только в судебном порядке с обязательным указанием о выселении с предоставлением другого жилого помещения или