Введение:
Тема международного договора купли-продажи представляется одной из наиболее актуальных в юридической науке и практике, поскольку в настоящее время купля-продажа – это самый распространенный договор как во внутреннем законодательстве Российской Федерации, так и на международном уровне. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре тысячи лет. В процессе многовекового развития правовых систем происходил своеобразный естественный отбор норм о купле-продаже. Случайные, неудачные положения со временем отсеивались, уступая место более обоснованным и качественным, повышался уровень юридической техники. Правовые нормы, первоначально регулировавшие только куплю-продажу, постепенно приобрели характер общих, исходных положений для других сделок. Благодаря этому институт купли-продажи оказал огромное влияние на формирование договорного права всех правовых систем: в историческом аспекте из него выросла практически вся общая часть обязательственного права. В свою очередь, общие положения договорного права почти целиком распространили свое действие на отношения по купле-продаже.
Сегодня купля-продажа – это самый распространенный договор товарного оборота. Перемещение материальных благ в товарной форме, составляющее основу любого обязательства, в договоре купли-продажи выступает в наиболее чистом виде, является его непосредственным содержанием. Особое значение этого института в современном праве обусловлено большой гибкостью, широтой сферы его применения, ведь по существу купля-продажа – наиболее универсальная форма товаро-денежного обмена.
В России в 1990-х годах были осуществлены кардинальные меры по либерализации внешнеэкономической деятельности . Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и снятие прочих ограничений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, привела к тому, что принципы гражданского права (равенство участников имущественного оборота, неприкосновенность собственности, свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, обеспечение восстановления нарушенных прав и др.) стали базой регулирования данной деятельности. Таким образом, политика государства в области внешнеэкономической деятельности, строящаяся с учетом гражданского права, расширила сферу участников этой деятельности, а соответственно и сферу применения договора международной купли-продажи. В рамках Российской Федерации появилось множество правовых актов, регламентирующих данную сферу отношений. В связи с этим возрос интерес к данной теме в юридической науке и практике.
Наибольший интерес в данной теме в науке и практике представляет анализ правовой базы, регламентирующей такие вопросы, как предмет договора международной купли-продажи, форма и порядок заключения, содержание договора и др. Освещение этих вопросов в научной литературе позволяет использовать научные знания для составления юридически грамотного договора, а соответственно позволяет избежать возникновения споров между участниками внешнеторговой деятельности.
Глава 3:
Следует помнить, что фактическое выполнение или невыполнение продавцом своих обязательств по срокам договора определяется датой договора, которая, в свою очередь, как уже отмечалось, зависит от применяемых в договоре условий.
При этом, учитывая, что, по данным статистики, большая часть внешнеторговых договоров заключается с базисом поставки «государственная граница» (сухопутная, морская, воздушная), а основная часть конечных получателей (то есть заказчиков) импортных грузов находится внутри страны, чаще всего доставка товара до места назначения (заказчика-получателя) в обязанности продавца не входит и осуществляется покупателем вне «временных рамок» контракта. Таким образом, сроки поставки товара по контракту и сроки его фактического поступления конечному потребителю внутри страны в большинстве случаев не совпадают. Сказанное следует прежде всего помнить импортерам, поставляющим товар потребителям, зачастую удаленным от государственной границы на сотни и тысячи километров.
Так, например, если в контракте зафиксированы сроки поставки «В течение 1999 г.» при базисе поставки «ФОБ Гамбург», немецкий экспортер имеет право отгрузить товар из Гамбурга в последний день года с датой коносамента «31 декабря 2000 г.», которая и будет считаться датой поставки товара. Фактически же этот товар, даже если судно действительно уйдет из Гамбурга 31 декабря, сможет поступить заказчику-потребителю, к примеру в Челябинске, не раньше февраля следующего 2000 г. (2 – 3 дня пути от Гамбурга до Петербурга, выгрузка и хранение на складе, 2-3 недели транспортировки по железной дороге до Челябинска).
Иными словами, импортеру всегда следует помнить о времени транспортировки товара до страны. Поэтому, если перевозка груза до места назначения занимает, скажем, две недели, а товар необходимо доставить потребителю (или получить его самому) именно в 2000 г., в сроках поставки, фиксируемых в контракте, следует сделать оговорку: «в течение 2000 г., однако не позднее 15 декабря» или «последняя дата отгрузки из порта отправления - 15 декабря», с тем чтобы оставить себе двухнедельный срок для доставки товара до фактического места назначения.|
Очень часто в договорах предусматривается возможность досрочной поставки («Досрочная поставка разрешена»). Это условие, однако, может быть обусловлено предварительным согласием на то покупателя («Досрочная поставка разрешена при условии предварительного согласия покупателя»).
При отсутствии в контракте оговорки о досрочной поставке она разрешается только при условии согласия покупателя.
Заключение:
Внешнеэкономические отношения в условиях существенного расширения и активизации международных связей перестали быть прерогативой государства и прерогативой узкого круга специалистов-юристов. Сегодня множество организаций могут участвовать во внешнеэкономической деятельности, для эффективного участия в которой необходимо владеть соответствующими знаниями в этой области, в частности, знаниями в области правового регулирования договора купли-продажи, его содержания, а также практическим аспектам и другим, применяемым к договору. Комплексное знание этой области позволяет юридически грамотно составить договор и, соответственно, обеспечивает эффективность внешнеторговой деятельности отдельного коммерсанта, так и государства в целом.
К сожалению, несмотря на девятилетний опыт (с 1991 г.) осуществления российскими предпринимателями права самостоятельного выхода на международных рынок, по-прежнему допускаются ошибки при заключении и формировании условий внешнеторговых контрактов, ввиду несерьезного и невнимательного подхода к данному вопросу, что является причиной возникновения неблагоприятных последствий.
Практика показывает, что тщательное формулирование договорных условий является одним из надежных средств избежать возникновения трудно устранимых недоразумений в последующем, особенно, принимая во внимание многоаспектность возникающих при заключении и исполнении контракта проблем (коммерческих, валютно-финансовых, юридических, транспортных и т.п.).
Интересы продавца и покупателя далеко не совсем совпадают и в случае ненадлежащего исполнения обязательств должником, кредитор несет убытки. Зачастую, затраты времени и сил на его юридическое преследование, во-первых, является весьма обременительным и, во-вторых, может оказаться, в конечном счете, напрасными, если у неисправного должника не будет достаточно денежных средств или иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Следовательно, необходимо взвесить риск несоблюдения условий договора и постараться найти средства снижения вероятных неблагоприятных последствий.
Освещение вопросов правового регулирования договора международной купли-продажи, а также вопросов связанных с применением российского законодательства при регулировании международной купли-продажи товаров, практики разрешения споров в МКАС при ТПП РФ, международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» и применения их в практике, а также применение базисных условий поставок (принципы УНИДРУА) в арбитражной практике и прочее позволяют сделать вывод о том, что при заключении договора международной купли-продажи необходимо стремиться к тому, чтобы достигнутое соглашение наиболее четко отражалось в тексте контракта, воплощалось в формулировках, одинаково понимаемых, каждой стороной и не допускающих произвольной интерпретации.