Введение:
В начале 1990-х годов в нашей стране был взят курс на построение рыночной экономики. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.
Необходимость развития законодательства об охране прав потребителя, направленного на защиту интересов практически всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
При обильном ведомственном нормотворчестве складывалась возможность издания актов, не опиравшихся на соответствующие нормы закона.
Однако не только неполнота сама по себе, но в отдельных случаях и прямая передача Правительством важнейших вопросов правового регулирования этих отношений в ведение отраслевых органов управления, усугубляла положение потребителей. Если же учесть, что право издания нормативных актов, затрагивавших права и интересы потребителей, обычно передавалось тем органам управления, которые являлись для предприятий и организаций торговли и сферы услуг вышестоящими органами, то становится очевидной явная дискриминация потребителей. До самого последнего времени в некоторых случаях ведомственные нормативные акты, затрагивавшие права потребителей, принимались с явным нарушением закона.
Глава 4:
Наряду с мерами договорной ответственности законодательство о ЗПП содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.
Так, согласно ст. 1095 ГК, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина (в случаях приобретения товара в потребительских целях) вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (услуги), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправное поведение, наличие вреда у потерпевшего и причинная связь между противоправным поведением и вредом. Если в ст. 1064 ГК установлено в качестве общего основания ответственности за причинение вреда наличие вины причинителя, то ст. 1095 ГК предусматривает, что ответственность наступает независимо от его вины.
Противоправность поведения как основание ответственности может заключаться либо в нарушении требований к качеству товара (услуг), определяемых согласно ст. 469 ГК, выражающимся в наличии производственных, конструктивных, рецептурных или иных недостатков, либо в непредоставлении полной и достоверной информации о товарах, (услугах), которое нарушает права, предусмотренные ст. 8-10 Закона о ЗПП.
Вред как основание ответственности – это ущерб, причиненный имуществу вследствие его повреждения, уничтожения, порчи, либо личности – вследствие утраты заработка из-за увечья, иного повреждения здоровья или содержания в результате смерти кормильца.
Ответственность наступает, если вред причинно связан с противоправным поведением, т.е. явился следствием недостатков товаров, (услуг). Причинитель вреда несет ответственность независимо от вины, т.е. как при наличии вины, так и при ее отсутствии. Освобождают его от ответственности только обстоятельства, указанные в ст. 1098 (см. ниже).
Заключение:
Таким образом, большинство норм законодательства о ЗПП являются гражданско-правовыми, так как отношения с участием потребителей носят частный характер; именно возможности гражданского права, в частности компенсационная природа гражданской ответственности, позволяют эффективно восстанавливать нарушенные имущественные права потерпевшего-потребителя.
Но все же только одной гражданско-правовой охраны прав потребителей недостаточно; поэтому права потребителей охраняются как средствами граждан¬ского права, так и при помощи норм публичных отраслей права – административного, гражданского, процессуального, уголовного.
Розничная купля-продажа опосредует отношения профессионального продавца с гражданами и организациями, направленные на удовлетворение их личных, бытовых и иных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поэтому договор розничной купли-продажи выделяют в самостоятельный вид, а правовое регулирование соответствующих отношений в основном носит императивный характер и обеспечивает защиту более слабой стороны, покупателя-непрофессионала.
Договор розничной купли-продажи является публичным, поэтому на него распространяются правила ст. 426 ГК об обязанностях продавца заключить договор с каждым, кто к нему обратится, при наличии в продаже необходимых покупателю товаров, а в случае необоснованного уклонения от заключения договора – возместить причиненные этим убытки, не оказывать предпочтение одному лицу перед другим (за исключением случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами) и единообразно для всех покупателей определять условия договора (за исключением тех, кому в соответствии с законом и иными правовыми актами предоставляются льготы).