ВВЕДЕНИЕ
Одним из существенных факторов развития экономики, как это не парадоксально, является законодательная, то есть административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая – защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась и продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий и предприятий общественного питания независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения изготовителей, продавцов товаров, являющиеся предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями, с другой, является Закон РФ «О защите прав потребителей», действующий с апреля 1992 года. В этом законе закреплены правовые механизмы реализации фундаментальных прав потребителей, признанные во всем мире. Это право на приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность для жизни и здоровья потребителей, на информацию о товарах и их изготовителях (продавцах), на просвещение потребителей для компетентного выбора необходимых товаров, на государственную и общественную защиту их прав, а также на их объединения в добровольные общественные организации.
Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов имеющий прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей, продавцов за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установил для них ряд новых обязанностей.
ГЛАВА 2. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
1. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НАРУШЕНИЯ
Закон устанавливает право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов. Вопросам информации в Законе посвящены пять статей, что указывает на важное значение, которое дано этому праву потребителя. Под информацией следует понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2 ФЗ от 20 февраля 1995г. «Об информации, информатизации и защите информации» ). Остальные права потребителя в определенной степени реализуются на базе надлежащего осуществления права на информацию.
В п. 1 и 2 ст. 8 Закона сформулированы общие требования, которые предъявляются к информации доводимой до потребителя.
Во-первых, информация должна быть необходимой. Данное положение корреспондирует с нормой п. 4 ст. 12 Закона, согласно которой потребитель в части познаний о товаре признается непрофессионалом. Соответственно ему должен быть предоставлен такой объем данных, как если бы он ничего не знал о приобретаемом товаре. На основании полученной информации у потребителя должно сложиться правильное представление о приобретаемом товаре, чтобы выбрать необходимый ему.
Во-вторых, информация должна быть достоверной. То есть потребительская информация должна отвечать реальному положению вещей и не вводить потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара. Потребителю должны быть сообщены не только положительные свойства товара, но и возможные негативные последствия его использования. Например, в соответствии с п. 9 ст. 16 ФЗ от 22июня 1998 года «О лекарственных средствах» лекарственные средства должны поступать в обращение только с инструкцией по их применению, содержащей, в частности, данные на русском языке о противопоказаниях к применению и побочных действиях.
В-третьих, информация должна быть выражена в наглядной и доступной форме. Потребительская информация должна быть изложена просто. Основываясь на толковании в русском языке слов «наглядный» и «доступный», можно сделать следующий вывод: информация должна быть в таком виде, чтобы её смысл был совершенно очевиден (понятен) для любого потребителя, даже не обладающего специальными познаниями в соответствующей области. Например, информация может передаваться при помощи штрихового кодирования. Однако не всякий потребитель способен расшифровать штриховой код. Поэтому в данном случае нельзя признать требование о наглядности и доступности соблюденным. В потребительской информации также должны, по общему правилу, отсутствовать специальные термины, в том числе научного характера. Вместе с тем требуемая законодательством легкость восприятия потребительской информации иногда вовсе не исключает использования особых слов и категорий, однако, с соответствующей расшифровкой.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. ЛИТЕРАТУРА
1. В защиту прав потребителя: Правовой путеводитель. М.: Юрид. лит. 1994
2. Еременко В.И. Пресечение недобросовестности конкуренции// в Российской Федерации// Государство и право, 1998. №1.
3. Защита прав потребителей: разъяснения по применению закона РФ « О защите прав потребителей». – М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация: Товарный справочник м.: Экономика,1996
5. Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей": Постатейный. - М.: - Юрайт-М. 2001
6. Парций Я.Е. Ненадлежащее качество продукции: государственный контроль; уголовная и административная ответственность. – М.: «Юрайт-М», «Новая правовая культура», 2001.
7. Суханов Е.А. Гражданское право: том 1. М.: Издательство БЭК, 2002.
8. Суханов Е.А. Гражданское право: том 2. М.: Издательство БЭК, 2002.
9. Эрделевский Э.М. Критерии и метода оценки размера компенсации морального вреда // Государство и право, 1997; №4.
10. Эрделевский Э.М. Проблемы компенсации морального вреда // Государство и право, 1997. №10.
2. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голо¬сованием 12 декабря 1993 - М.: Акалис,1996
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Часть 1: ФЗ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (Собрание Законодательства РФ, 1994, №32. Ст.3301)
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Часть 2: ФЗ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (Собрание Законодательства РФ, 1996, №5. Ст.410)
4. Федеральный Закон Российской Федерации «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» от 26 января 1996г. № 15-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 1996, №5. Ст.411.
5. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992. №2300-1 (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ; от 17.12.99 № 212-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ, 1996, № 3. Ст. 140.
6. Федеральный закон РФ "О качестве и безопасности пищевых про¬дуктов" от 02.01.2000 №29-ФЗ.// Собрание Законодательства РФ, 2000, №2. Ст.150.
7. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10.июня 1993г. №5151-1.// Собрание Законодательства РФ, 2002, №18. Ст. 1773.
8. Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.1993г. № 5154-1.// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, №25. Ст. 917.
9. Федеральный Закон РФ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ» от 19 июня 1996г.// Собрание Законодательства РФ, № 26. Ст. 3030.
10. Федеральный Закон РФ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997г.// Собрание Законодательства РФ, 1997, № 30. Ст. 3591.
11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» от 16 июня 1997г. № 720. //Собрание Законодательства РФ, 1997, №25. Ст.2942.
12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации» от 13 августа 1997г.// Собрание Законодательства РФ, 1997, № 33. Ст. 3899.
13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» от 16 августа 1994г. № 918 // Собрание законодательства РФ, 1994, № 19. Ст. 2209.
14. Постановление СМ – Правительства РФ «Об утверждении правил продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит» от 9 сентября 1993г. № 895.// Собрание актов РФ, 1993, №39. Ст. 3613.
15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» от 6 июня 1998г. № 569.// Собрание Законодательства РФ, 1998. № 24. Ст.2733.
16. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19 января 1998г. №55.// Собрание Законодательства РФ, 1998. №4. Ст.4193.
17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами» от 30 июня 1997г. № 772.// Собрание Законодательства РФ, 1997, № 27. Ст.3231.
18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий» от 7 июня 2001г. № 444.// Собрание Законодательства РФ, 2001, №24. Ст. 2456.
19. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил розничной торговли алкогольной продукцией на территории РФ» от 19 августа 1996г. № 987.// Собрание Законодательства РФ, 1996, №35. Ст.4193.
20. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено Декларацией о соответствии» от 7 июля 1999г. №776.// Собрание Законодательства РФ, 1999, № 29. Ст. 3746.
21. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Временного порядка изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте» от 20 августа 1997г. № 1056.// Собрание Законодательства РФ, 1997, № 34. Ст. 3991.
22. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых, требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению, в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» от 13 мая 1997г. № 575.// Собрание Законодательства РФ, 1997, №20. Ст.2303.
23.Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» от 29 сентября 1997г. № 1263.//Собрание Законодательства РФ, 1997, №40. Ст.4610.
24. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов» от 23 мая 2000г. №402.// Собрание Законодательства РФ, 2000, №22. Ст. 2316.//№ 23. Ст. 4896.
3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994г. № 7.// Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 1.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г. № 10 // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 3.
3. Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1998 года» от 6 мая 1998 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998, №9.
4. Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики: некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» от 25 сентября 1995 г. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, №10.