Введение:
Одним из существенных факторов развития экономики, как это не парадоксально, является законодательная, то есть административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая – защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась и продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий и предприятий общественного питания независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения изготовителей, продавцов товаров, являющиеся предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями, с другой, является Закон РФ «О защите прав потребителей», действующий с апреля 1992 года. В этом законе закреплены правовые механизмы реализации фундаментальных прав потребителей, признанные во всем мире. Это право на приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность для жизни и здоровья потребителей, на информацию о товарах и их изготовителях (продавцах), на просвещение потребителей для компетентного выбора необходимых товаров, на государственную и общественную защиту их прав, а также на их объединения в добровольные общественные организации.
Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов имеющий прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей, продавцов за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установил для них ряд новых обязанностей.
Глава 4:
Законом о защите прав потребителей сформулированы некоторые общие особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителя. Однако следует учитывать, что такие нарушения могут повлечь применение мер административной и уголовной ответственности. Вместе с тем с точки зрения самого потребителя основной ответственностью является гражданско-правовая. Дело в том, что среди перечисленных видов юридической ответственности только гражданско-правовая ответственность имеет компенсационную функцию. Её задача состоит в том, чтобы восстановить нарушенные имущественные права потребителя. Если сравнить особенности административной и гражданской ответственности, то можно прийти к следующему выводу: в случае применения административной ответственности денежные средства поступают в пользу публично-правовых образований, проще говоря, государству, а в рамках гражданско-правовой ответственности взыскиваемые средства идут в доход потерпевшего потребителя. Конечно, гражданско-правовая ответственность в области защиты прав потребителей имеет и другие задачи – предотвратить возможные правонарушения со стороны контрагентов потребителя в будущем, а также покарать нарушителя. Например, карательная функция этой ответственности выражается в штрафном характере неустойки.
Для привлечения продавца, изготовителя к гражданско-правовой ответственности необходимы определенные основания, т.е. должен иметь место состав гражданского правонарушения. К таким основаниям следует относить: факт нарушения прав потребителей (причинение потребителю имущественного либо морального вреда); противоправность деяния правонарушителя; причинную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями; вину правонарушителя.
Юридическое значение указанных оснований ответственности состоит в следующем. Во-первых, по общему правилу, только наличие всех оснований позволяет привлечь лицо к ответственности, если закон не устанавливает иного, например, исключает из таких оснований вину. Во-вторых, при судебной защите своих прав потребитель должен доказать наличие данных оснований ответственности, кроме вины.
Заключение:
Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения по¬вседневных потребностей населения в товарах. А в потребительс¬ком рынке главенствующая роль отведена торговле. Именно торгов¬ля и ее первичное звено- магазин (любое другое торговое пред¬приятие, в том числе мелкорозничное - палатка, киоск, отолит) независимо от организационно-правовой формы и вида собственнос¬ти и подчиненности, а также гражданин-предприниматель, занимаю¬щийся торговлей, предоставляют покупателям огромную, исчисляе¬мую триллионами рублей массу потребительских товаров, выраба¬тываемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими многочис¬ленными предпринимателями- изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке импорта из-за пределов России. Являясь пос¬редниками между изготовителями (импортерами) и покупателями- потребителями товаров, торговля призвана защищать интересы последних, предъявляя к изготовителям, поставщикам требования в части качества продукции, ее безопасности для здоровья, не говоря о товарном виде, упаковке, предоставления покупателю соответствующей информации о товаре, обеспечивая одновременно должное торговое обслуживание потребителя.
При каждой покупке товара гражданин и магазин заключа¬ют договор купли-продажи. Любая вещь, проданная магазином, пе¬реходит из его собственности в собственность покупателя, и этот процесс регулируется законодательством, устанавливающим прави¬ла и порядок заключения и исполнения таких сделок.