Введение:
Система гражданского права представляет собой совокупность его институтов во взаимосвязи и определенной логической последовательности.
В качестве основных отраслей гражданское право включает в себя право собственности, обязательственное право, наследственное право и право интеллектуальной собственности. Одной из подотраслей обязательственного права является договорное право, которое в свою очередь также является правовой системой.
Исследование системы договорного права имеет большое значение, которое выражается в теоретическом и практическом аспекте.
Теоретическое значение изучения системы договорного права заключается в следующем:
Во-первых, поскольку система договоров является составной частью более широких систем - обязательственного и гражданского права - она характеризуется присущими им родовыми признаками. Наличие таких родовых признаков позволяет применять к договорным отношениям те нормы общей части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ или ГК), на которые не влияет договорная специфика.
Во-вторых, система договоров обладает признаками, с одной стороны, отличающими ее от остальных подотраслей гражданского права, а с другой стороны, свойственными любым договорным отношениям. Эти признаки служат основой для формулирования унифицированных норм, применимых ко всем договорам. И, наконец, в-третьих, система договоров состоит из множества элементов (или, согласно иерархической структуре, из типов, видов, подвидов, разновидностей договоров), каждый из которых обладает общими признаками гражданского договора и характеризуется спецификой, обуславливающей необходимость правового регулирования. Изучение договорного права посредством системного подхода позволяет выявить принципы его построения от общего к частному, что достаточно важно для правотворческой и кодификационной деятельности.
Не меньшее значение имеет и практический результат построения системы гражданских договоров. Для правильного толкования и применения любой нормы права требуется системное ее применение. Для того чтобы точно установить, какие именно нормы подлежат применению для регулирования того или иного правоотношения, требуется конкретно установить вид отношения и его разновидность, иными словами дать его правовую квалификацию.
Договор - один из наиболее древних правовых институтов. Ранее его в истории формировавшегося обязательственного права появились только деликты. Являясь по своей природе негативной реакцией со стороны государства на отклонения от установленных им самим критериев должного поведения, деликты были наследниками одного из наиболее отвратительных пережитков родового строя – мести. Применение договоров на протяжении уже нескольких тысяч лет объясняется, помимо прочего, тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения. Основное назначение договора сводится к регулированию в рамках закона поведения людей путем указания на пределы их возможного и должного поведения, а равно на последствия нарушения соответствующих требований.
Глава 3:
Если два предыдущих рассмотренных договора, публичный договор и договор присоединения, согласно общепринятой классификации гражданско-правовых договоров, представляют собой самостоятельный тип, не входящий в более высокую иерархическую ступень, то предварительный договор подчинен системному признаку, согласно которому возникает направленность на установление взаимосвязей участников будущего товарообмена. В свою очередь, этот признак входит в вид организационных договоров.
Предварительный договор не является, в отличие от рассмотренного выше, новым институтом гражданского права. Хотя ГК 1922 г. не содержал общих норм о предварительных договорах, в нем уже присутствовали на этот счет две соответствующие нормы. Одна из них посвящалась заключению в будущем договора купли-продажи («запродажная запись»), другая - заключению займа.
ГК 1964 г. также не упоминал предварительных договоров, в том числе и применительно к тем двум договорам, которые были выделены в ГК 1922 г. Тем не менее, в практической деятельности, предварительные договоры все же встречались, например, в сфере материально-технического обслуживания.
Первые нормы о предварительном договоре были предусмотрены Основами 1991 г. ГК РФ 1994 г. более детально и подробно регулирует форму и содержание предварительного договора и определяет последствия для сторон в случае его нарушения.
Форма предварительного договора должна соответствовать требованиям, предъявляемым к основному договору. Если же такие требования законами или иными правовыми актами не установлены, предварительный договор подлежит заключению в простой письменной форме. Несоблюдение формы предварительного договора влечет его недействительность, причем такой предварительный договор рассматривается просто как ничтожная сделка.
Таким образом, требования, предъявляемые к форме предварительного договора, и последствия их несоблюдения являются более жесткими, чем общие требования к форме сделок.
Содержание предварительного договора представляет собой обязательства сторон по заключению в будущем соответствующего договора о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основного договора). Основной договор должен быть заключен на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Существенные условия предварительного договора могут быть разделены на два вида: условия, имеющие непосредственно к предварительному договору (срок заключения основного договора), а также условия, позволяющие установить предмет и иные существенные условия основного договора.
Срок заключения сторонами основного договора должен быть указан в предварительном договоре. Однако если такой срок сторонами не определен, будет действовать презумпция, согласно которой основной договор подлежит заключению в течение одного года с момента заключения предварительного договора (п. 4 ст. 429 ГК).
Заключение:
Проведение классификации и построение системы договоров в гражданском праве представляет собой теоретическую задачу. Однако теория существует для практики. Глубокая проработка теоретических проблем построения системы гражданско-правовых договоров необходима для создания законодательства, эффективно регулирующего общественные отношения на практике. В то же время именно практика применения законодательства и, в частности, судебно-арбитражная практика выявляет степень соответствия конкретной правовой нормы потребностям юридического регулирования.
Весьма важным является тот факт, что на основе теоретического анализа гражданско-правовых договоров и построения их системы, могут быть разработаны различные предложения и рекомендации по решению сложных и спорных вопросов, возникающих в судебно-арбитражной и правоприменительной практике во всех ее аспектах.
Таким образом, можно сказать, что построение системы гражданско-правовых договоров представляет собой одну из важнейших теоретических и вместе с тем также и практических задач науки гражданского права, а также и общей теории права.