Введение:
Актуальность исследования.
Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены пре¬жние, устаревшие, стереотипы поведения, норматив¬ные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позво¬лили бы сохранить свою индивидуальность и сформи¬ровать здоровый стиль жизни.
Современная социальная ситуация неизбежно при¬вела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время со¬вершенно очевидно, что очень многие наши соотече¬ственники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не го¬товы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные фор¬мы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ
Глава 2:
Проведенная диагностика показала, что у воспитанников ГОУ школы-интерната отсутствует истинное депрессивное состояние, субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Может проявляться лишь легкая депрессия ситуативного или невротического генеза. Отсутствует очень высокий, высокий и средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности, - был выявлен средний (с тенденцией к низкому) и низкий уровень тревожности. Был отдиагностирован средний и высокий уровень, при отсутствии у кого-либо из испытуемых низкого уровня потребностей в острых ощущениях, что свидетельствует об отсутствии в данной группе подростков с преобладанием предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни, с предпочтением стабильности и упорядоченности неизвестному и неожиданному в жизни. Наконец, выявленные у 7-ми испытуемых акцентуированные черты характера в случае воздействия неблагоприятных факторов могут приобрести патологический характер, разрушая структуру личности.
Профилактическая работа заключалась в проведении уроков профилактики наркомании. Было проведено по 3 урока.
Представленные уроки профилактики нарко¬мании составлены на основе принципов педагогической наркологии и расположены в последовательности, кото¬рая способствует формированию у учащихся внутрен¬них антинаркотических защитных барьеров.
Уроки содержат доступный для усвоения детьми и по¬дростками материал. Характер изложения оставляет психологу возможности для индивидуального творчества с учетом уровня его собственных знаний и конкретных осо¬бенностей обучаемых.
Следует отметить, что профилактическая работа проводилась с учетом отличия уровня интеллекта воспитанников ГОУ школы-интерната от уровня интеллекта учеников МОУСОШ №6. Проводимые в ГОУ школе-интернате уроки профилактики наркомании рассчитаны на учеников младших и средних классов. Эти уроки основаны на тех же тезисах, что и уроки профилактики наркомании для 9-х классов, проведенные в МОУСОШ №6 п. Прогресс (Приложения 5, 6).
Заключение:
На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами по-прежнему является актуальным, и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом. В большинстве стран, участвующих в борьбе против наркотиков, контролируется лишь небольшая часть продукции, то есть препараты, вошедшие в список запрещенных наркотических средств, столь разнообразные по своим свойствам, вызывающим наркоманию. Ступени наркомании ведут все ниже, определяя обострение бедствия, являющегося, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. Опасность эта увеличивается по мере того, как фабрики и лаборатории производят все новые и новые типы наркотиков, все более сильных и вредоносных.
Формирование зависимости от наркотиков связано с факторами риска и устойчивости, которые включают индивидуальные, генетические, личностные и средовые влияния, а также индивидуальные варианты взаимодействия между ними. Поэтому превентивные и лечебные воздействия, основанные на одновременном ослабле¬нии риска развития зависимости от наркотиков и уве¬личении потенциала устойчивости в определенных условиях сре¬ды, намного эффективнее, чем превентивные воздействия, осно¬ванные только на уменьшении факторов риска.
Проводя исследование по изучению особенностей психологической профилактики наркозависимости в подростковом возрасте, мы пришли к следующим выводам: