Дипломная по теме: Квалификации и квалифицирующие признаки взяточничества

Название работы: Квалификации и квалифицирующие признаки взяточничества

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Социальная обусловленность установления уголовной ответственности за взяточничество. 6

1.1. Историческая характеристика взяточничества. 6

1.2. Понятие взяточничества. Соотношение понятий взяточничества и коррупции. 12

Глава 2. Уголовно-правовой анализ получения и дачи взятки. 18

1.1. Объект и предмет взяточничества. 18

2.2. Объективная сторона получения и дачи взятки. 29

2.3. Субъективная сторона и субъект взяточничества. Личность взяточника. 36

Глава 3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки взяточничества. Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности. 55

3.1. Квалифицирующий и особо квалифицирующие признаки получения взятки. 55

3.2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействий). Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности. 60

Глава 4. Отграничение взяточничества от смежных преступлений и его наказуемость. 64

4.1. Отграничение взяточничества от смежных преступлений. 64 4.2. Наказуемость взяточничества. 69

Заключение 75

Принятые сокращения. 78

Используемая литература. 79

Выдержка:

Введение:

С момента написания этих сток прошло немало времени, однако их актуальность не только не снизилась, а наоборот, приобрела международные масштабы. Лицо чиновника не меняется, даже спустя десятилетия: «Весь день - сплошная работа уму. На лбу - непролазная дума: Кому ему устроить куму, кому приспособить кума? Ладонью пакет, заслоняя - взрумянились щеки-пончики, - со сладострастием, пальцы, слюня, мерзавец считает червончики». Меняются только масштабы и формы взяточничества. Если раньше, власти хоть как-то пытались скрывать факты взяточничества в госорганах, то теперь – это явление ни для кого не секрет. Об этом говорят, открыто, не боясь наказания, т. к. ответственность за этот вид преступлений наступает лишь в единичных случаях.

Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством , однако, проблема борьбы с взяточничеством всегда была актуальна для российского общества. Получение и дача взятки - самые острые и широко распространенные формы коррупции. Совершение этих преступлений создает у людей представление о возможности решить вопросы, получить желаемое, спасти себя и других лиц от ответственности за счет подкупа должностных лиц, занимающих государственные должности.

Глава 4:

Если должностное лицо, находясь при исполнении служебных полномочий, совершает разбойное нападение или насильственный грабеж - содеянное квалифицируется по статье, предусматривающей ответственность за хищение. Отличие получения взятки от насильственного грабежа, разбоя или вымогательства связано как с объективными (содержание угрозы), так и с субъективными признаками преступления (за что дается взятка). Если лицо передает должностному лицу деньги или вещи с целью избежать физического насилия, применением которого угрожает должностное лицо, - содеянное квалифицируется как преступление против собственности. Если должностное лицо угрожает разглашением позорящих сведений и это разглашение связано с выполнением должностных функций - содеянное образует получение взятки, а если такой связи нет - вымогательство.

Определенную сложность в квалификации представляют ненасильственные действия должностного лица, которое завладевает чужим имуществом, злоупотребляя должностным положением. Например, при личном досмотре или досмотре вещей (в том числе и незаконном) должностное лицо отбирает у потерпевшего деньги, а тот просто боится защитить свои права, полагая, что бороться с подобным произволом опасно и бесполезно.

Дача взятки за счет средств организации в интересах организации не может рассматриваться в качестве хищения имущества организации. Так, Л. был осужден за хищение денежных средств, которые он получил в товариществе в подотчет и передал в интересах товарищества вымогавшему взятку К., должностному лицу, от которого зависела деятельность товарищества. Общее собрание товарищества приняло решение о списании с Л. переданных К. денег на убытки. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала, что в действиях Л. отсутствует состав хищения .

Еще сложнее квалифицировать действия директора организации, продавца (а иногда и покупателя), при продаже каких-либо товаров (т.е. в связи с совершением сделки) получающего определенную сумму в виде наличных неучтенных денег. Речь идет о теневом обороте в сфере легальной экономики. Эта проблема характерна для коммерческого взяточничества, но не исключена и в государственных и муниципальных органах и учреждениях. К примеру, если управленец получает и расходует указанные деньги в интересах организации, то в содеянном отсутствуют и состав взяточничества (ввиду отсутствия изменнического характера таких действий, он по существу и не "получает" взятку), и хищение (т. к. предметом присвоения являются не неполученные доходы, а вверенное имущество), и злоупотребление полномочиями (т.к. нет необходимых мотивов). Речь идет только о налоговом преступлении.

Заключение:

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в современной правоприменительной практике обнаружилось немало дискуссионных проблем при квалификации взяточничества.

Основные положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6, изложенные в данной работе, призваны служить ориентиром на ближайшее время не только для судебных органов, но и для оперативных, и следственных служб правоохранительных органов при выявлении и расследовании взяточничества.

Взяточничество относится к категории преступлений, которые довольно трудно доказать. Его разоблачение возможно лишь при условии, если должностное лицо инициативно, т. е. само выступает с предложением передать ему взятку, и если в ответ на данное предложение соответствующая служба милиции организует, пусть и с использованием гражданина, к которому обращается коррупционер, оперативный эксперимент. В подобной ситуации в действиях милиционера и гражданина никакого состава преступления не содержится, т. к. никто не подталкивал должностное лицо к совершению преступления.

Должностное лицо будет отвечать как взяткополучатель. Все это относительно просто и ясно на бумаге. На самом деле, на практике доказать согласие должностного лица на получение взятки крайне сложно и в большинстве случаев невозможно. Статьи УК о взятке могут применяться лишь к должностному лицу. Бывает, еще в ходе следствия выясняется, что задержанный по своему статусу таковым не является. Но бывают и противоречия в толковании: следственные органы убеждены, что взяточник - должностное лицо, а суд расценивает, что нет. И (поскольку все же доказано, что деньги обвиняемый взял) его действия квалифицируются по другой статье.

Похожие работы на данную тему