Введение:
Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.
Актуальность изучения эффективности управления и способов ее повышения объясняется особенностью современного менеджмента, который состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, в необходимости достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.
Этим обусловлено постоянное совершенствование менеджмента в промышленных фирмах Запада в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и других парамет¬ров продукции, ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Изме¬нение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления воздействуют на организационную структуру фирмы и ведут к перераспределению функций управления по уровням ответственности, формам их взаимо¬действия и т.д.
Глава 3:
Очень важная проблема, которая стоит не только перед ЗАО «Твэл-инвест», но и перед другими предприятиями, независимо от форм собственности, масштабов производства и вида деятельности – это проблема ликвидации просроченной дебиторской задолженности, повышение ликвидности и платежеспособности. Повальные неплатежи являются первоначальной причиной этой проблемы. Но и это далеко не все предпосылки, создающие проблему роста дебиторской задолженности.
Теоретически, осуществление предпринимательской деятельности участниками имущественного оборота предполагает, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвращают вложенные средства, но и получают доходы. Однако, на практике, не редко возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятия не имеют возможности взыскать долги с контрагентов. В этом случае дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда и годы. Как правило, причиной является неплатежеспособность должника. Рост дебиторской задолженности приводит к неэффективной работе предприятия, ухудшает финансовое состояние предприятия, т.к. «зависшая» дебиторская задолженность – это денежные средства которые выпадают из оборота и естественно не только не дают дохода, но и зачастую ставят предприятие в трудное положение при расчетах с кредиторами, а это влечет за собой непредвиденные расходы в виде штрафов, пений неустоек за нарушение обязательств.
Для эффективного управления дебиторской задолженности необходимо:
- контролировать состояние расчетов с покупателями по отсрочен¬ным (просроченным) задолженностям;
- по возможности ориентироваться на большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолжен¬ности: значительное преобладание дебиторской задолженности соз¬дает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необхо¬димым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия; предоставлять скидки при досрочной оплате. Условия расчетов можно выбрать таким образом, чтобы сделать раннюю оплату более привлекательной для покупателей.
В ЗАО «Твэл-инвест» как видно из табл. 3.1 средний период погашения дебиторской задолженности составил в 2006 г. 78,4 дней. В то же время средний период погашения кредиторской задолженности составил 34,5 дней, т.е. более чем в два раза ниже, чем период погашения дебиторской задолженности. Такое состояние расчетов приводит к ухудшению платежеспособности предприятия. Поэтому руководству ЗАО «Твэл-инвест» для обеспечения стабильного финансового состояния предприятия целесообразно провести мероприятия по сокращению периода оплаты за продукцию до 30 дней.
Заключение:
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой дея¬тельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных ус¬ловиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и мето¬дов менеджмента.
Управленческую деятельность можно представить как процесс координирования и целенаправленной интеграции деятельности других людей на обеспечение эффективности и результативности деятельности организации.
Эффективное управление – это сложный процесс балансиро¬вания и компромисса, предполагающий намеренные уступки (жертвы), когда это необходимо для общего блага организации. Чтобы постичь суть возможных последствий, руководителю необ¬ходимо видеть всю ситуацию как единое целое, включая органи¬зацию, факторы внешней среды и ожидаемые последствия при¬нимаемого управленческого решения.
Объектом исследования в работе выступало закрытое акционерное общество «Твэл-инвест».