Введение:
Ориентация России на курс построения правового государства предопределила приоритетность задач науки и уголовного закона в сфере разработки и законодательного закрепления положений по обеспечению охраны прав и законных интересов личности.
В 1990г. СССР подписал и ратифицировал одобренную Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцию о правах ребенка ), признав, таким образом, право ребенка на жизнь и обязательства общества по обеспечению его выживания и здорового развития.
В результате проведенной в 1996г. реформы уголовной системы в Уголовном кодексе Российской Федерации появился самостоятельный состав, предусматривающий ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106).
Между тем комплекс уголовно-правовых мер, направленных на борьбу с этим посягательством, остался несовершенен. В настоящее время норма о детоубийстве (термин используется применительно к теме исследования) содержит в себе многие проблемные и неоднозначно толкуемые дефиниции, в частности, “новорожденный”, “психотравмирующая ситуация”, “психическое расстройство, не исключающее вменяемости”. При этом действующий Уголовный кодекс и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)” ) не содержат четких определений данных понятий.
Актуальность и значимость данной темы обусловливается тем, что начиная с 1999г. количество умерших в России превышает количество рождающихся, а в год русских умирает более миллиона, в то время как у большинства иноэтнических народов сохраняется положительный суммарный прирост – около 200 тыс. в год ). При этом наша страна занимает одно из первых мест в мире по показателям младенческой смертности. Следует также указать на возросшую жестокость, с которой сегодня причиняется смерть новорожденным: детей выбрасывают из автомобилей и поездов, вливают им отравляющие вещества, используют такие варварские способы, как удушение, утопление, повешение.
Глава 3:
Одним из главных вопросов состава убийства матерью новорожденного ребенка является вопрос о начале человеческой жизни. Данная проблема – одна из самых дискуссионных в науке. Сложность состоит в том, что рождение, так же как жизнь и смерть, не мгновенный акт, а длительный процесс. Кроме того, критерии, по которым судят о наступлении данных событий, исторически подвижны, обусловлены успехами практической медицины и науки.
По нашему убеждению, жизнь человека начинается задолго до его рождения. Об этом свидетельствуют последние научные достижения. Так, на Сессии Совета Европы по биоэтике в декабре 1996г. ученые утверждали, что эмбрион является человеком уже на 14-й день после зачатия. В настоящее время проводятся уникальные операции по спасению детей, находящихся еще в организме матери.
В австрийском городе Линце хирурги провели операцию по спасению жизни девочки, которой предстояло появиться на свет только через 13 недель. Путем хирургического вмешательства медикам удалось открыть сердечный клапан у еще не родившегося ребенка.
Американский врач Бернард Натансон заснял ход операции по прерыванию беременности под контролем ультразвуковой аппаратуры и смонтировал фильм под названием “Безмолвный крик”.
Посягательство на жизнь плода есть посягательство на жизнь человека.
С точки зрения морально-этических и философско-нравственных воззрений прекращение зарождения человека даже хуже убийства. Не случайно в ст. 4 Американской конвенции прав человека декларируется, что жизнь начинается в момент зачатия. Однако нельзя не считаться с фактом, что в России аборты официально разрешены. Поэтому с позиции закона необходимо определить грань, отделяющую убийство от аборта. Для этого следует обратиться к соответствующему законодательству ).
Заключение:
Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) открывает перечень личных прав человека и гражданина. Оно в первую очередь должно обеспечиваться правом жизнеспособного ребенка на рождение. В официальной российской юриспруденции подобное право отсутствует, точнее, “поглощается” общим понятием права на жизнь. Между тем проблема обеспечения его в отношении определенного контингента детей именно на указанном этапе рождения чрезвычайно актуальна.
В результате проведенной в 1996г. реформы уголовной системы в Уголовном кодексе Российской Федерации появился самостоятельный состав, предусматривающий ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106). Между тем комплекс уголовно-правовых мер, направленных на борьбу с этим посягательством, остался несовершенен.
В настоящее время норма об убийстве матерью новорожденного ребенка содержит в себе многие проблемные и неоднозначно толкуемые дефиниции, в частности, “новорожденный”, “психотравмирующая ситуация”, “психическое расстройство, не исключающее вменяемости”. При этом действующий Уголовный кодекс и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)” не содержат четких определений данных понятий.