Введение:
Нередко средства массовой информации сообщают об обнаружении трупа новорожденного в мусорном контейнере, в общественном туалете, иных местах. Известен такой случай: студентка в комнате общежития родила ребенка, опустила его в ведро с водой, затем бездыханное тельце положила в полиэтиленовый пакет, вывесила за окно и ... забыла. Обнаружили пакет через несколько месяцев студенты с верхнего этажа, решившие разжиться провизией.
Из официальной статистики следует, что показатели зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 106 УК РФ, и выявленных лиц, совершивших данное преступление, остаются в последние годы стабильными. Так, Российская криминологическая ассоциация приводит следующие данные (табл. 1. в Приложении):
Однако, по моему мнению, реальная картина несколько иная, так как преступления, предусмотренные ст. 106 УК РФ, в силу своей специфики обладают определенной степенью латентности. Во-первых, в нашей стране очень легко относятся к проблеме абортов. Общеизвестно, что Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству производимых абортов. Значительная часть убийств новорожденных представляется как совершение аборта, и они остаются не выявленными правоохранительными органами. Во-вторых, большое количество подобных преступлений не попадает в официальную статистику по причине их сокрытия от учета, что также распространено в российской действительности. В-третьих, состав данного преступления является новым для УК РФ, недостаточно изученным современным правоприменителем. Весьма часто даже возбужденные по ст. 106 УК РФ уголовные дела прекращаются по различным основаниям как не имеющие судебной перспективы. Изложенное позволяет утверждать, что количество реально совершенных преступлений, предусматривающих ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка, превышает в сотни раз количество официально зарегистрированных преступлений.
В ходе написания данной работы было проанализирована масса источников (около шестидесяти), в том числе монографии известных ученых, таких как: Бородин, Красиков, Борисов, Попов, Негуляев, Погодин и др.
Во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики. У каждого автора, безусловно, какие-то части данной работы изложены намного подробнее, чем у меня, но также полно я не смогу осветить эти вопросы, поскольку ограничен определенным объемом. Поэтому постараюсь изложить материал достаточно развернуто, но в то же время компактно.
Целью является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имел цель выявить особенности преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ.
Глава 4:
Такое положение недопустимо по той причине, что даже в случаях проведения искусственного прерывания беременности при соблюдении всех требуемых условий нередким результатом абортов бывают различные осложнения.
Самыми распространенными осложнениями аборта являются: заражение крови из-за нарушения правил антисептики; гнойное воспаление внутренних половых органов; протыкание полости матки; маточное кровотечение, которое практически невозможно остановить вне специализированной клиники; бесплодие; отравление лекарственными средствами, ядами и другими веществами, введенными в полость матки; химический ожог внутренних половых органов; смерть от попадания воздуха в полость сердца и крупных кровеносных сосудов через разрушенные вены матки.
Проблема аборта – это не только негативные последствия для женщины. В медицинской практике нередки случаи, когда проводится искусственное прерывание беременности на поздних сроках. Ребенок, который рождается в результате такой «операции», часто жизнеспособен. Он плачет, сучит ножками, двигает ручками. Таких детей в больницах топят в ведре с водой либо кладут на подоконник между рамами, в холодильник, в результате чего они быстро погибают от переохлаждения.
Число прерываний беременности на поздних сроках составляет около 3% от общего числа абортов, производимых в России. По несколько заниженным данным в стране ежегодно делается около 3 млн. абортов в год. Следовательно, около 100 тысяч детоубийств официально скрываются за «прерыванием беременности на поздних сроках». В стране ежегодно регистрируется около 30 тысяч умышленных убийств, это количество представляется шокирующим. Что же тогда сказать о показателе узаконенных убийств? Пора поставить заслон этому безумию, в том числе путем привлечения виновных к уголовной ответственности за убийство по ст. 105 или 106 УК РФ, в зависимости от субъекта преступления. В то же время в Российском законодательстве фактически отсутствует уголовная ответственность за криминальный аборт.
Требуется срочная корректировка диспозиции закона, предусматривающего уголовную ответственность за незаконное производство аборта. Необходимо дополнить ст. 123 УК РФ еще одной частью, первой по расположению в статье, следующего содержания:
«1. Незаконное производство аборта лицом, имеющим высшее медицинское образование соответствующего профиля <…>»
Таким образом:
1. Абортом признается прерывание беременности при сроке не более 22 недель.
2. После 22 недель беременности ее прерывание признается преждевременными родами. (Так, в случае самопроизвольных родов, если ребенок родился живым и пережил перинатальный период – 168 часов, т.е. 7 суток, то матери выдается больничный лист с диагнозом «преждевременные роды» и оформляется отпуск по беременности и родам. )
Заключение:
Действующий Уголовный кодекс России в ст. 106 УК РФ предусматривает ответственность за три самостоятельных состава преступления: 1) убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов; 2) убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости; 3) убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации.
Каждый из составов преступлений, предусмотренных в ст. 106 УК РФ, имеет свое основание выделения в качестве привилегированного, соответственно: 1) время совершения преступления; 2) психическое состояние матери; 3) обстановка, в которой совершается преступление.
Необходимо различать понятия «аборт» и «преждевременные роды». Первое означает прерывание беременности при сроке до 22 недель, второе – прерывание беременности при сроке свыше 22 недель.
Действующий уголовный закон предусматривает уголовную ответственность за незаконное производство аборта только в том случае, если он произведен лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.
Требуется корректировка статьи 123 УК РФ.
Посягательство на ребенка в процессе родов, которые происходят в период от начала схваток до полного изгнания последа, необходимо квалифицировать по ст. 106 УК РФ.
Умерщвление матерью живого ребенка, независимо от его жизнеспособности, появившегося на свет в результате преждевременных родов, подлежит квалификации по ст. 106 УК РФ.
Посягательство матери на жизнь ребенка, находящегося в утробе, также должно признаваться убийством в соответствии с составом преступления, предусмотренного в ст. 106 УК, ибо местонахождение ребенка в момент посягательства на его жизнь (в утробе матери или вне ее) при сроке беременности свыше 22 недель значения не имеет. Речь идет о причинении смерти живому человеческому существу.