Введение:
Актуальность данной темы обусловлена двумя факторами:
1. Значимостью процесса формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта для всей их дальнейшей жизнедеятельности.
2. Недостаточным рассмотрением вопроса об особенностях формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в современной психолого – педагогической литературе.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса об особенностях формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи данной дипломной работы:
1. Произвести литературный обзор по проблеме формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
2. Рассмотреть состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида.
3. Провести методику формирования математических знаний у детей с нарушением интеллекта.
Новизна данной дипломной работы заключается в рассмотрении современного состояния проблемы формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и в проведении практического исследования, направленного на изучение продуктивности при использовании методики формирования математических понятий при обучении детей первого класса СКОШИ №6 оперированию в пределах первого десятка.
Предмет данного дипломного исследования: изучение продуктивности при использовании методики формирования математических понятий при обучении детей первого класса СКОШИ №6 оперированию в пределах первого десятка.
Глава 3:
В данном разделе мы рассмотрим вопрос о системе работы по формированию математических знаний у детей с нарушением интеллекта. Необходимо отметить, что при отборе материала по математике, подлежащего обязатель¬ному усвоению учащимися школы восьмого вида, учитывается со¬держание программы по трудовому обучению, а также то обстоя¬тельство, что выпускники школы восьмого вида чаще всего не продолжают образование в каком-либо учебном заведении, а сразу же по окон¬чании школы включаются в производительный труд на промыш¬ленных, сельскохозяйственных предприятиях и сфере обслуживания.
При сравнении программ по математике школы восьмого вида и начальных классов общеобразовательной школы наблюдается сходство лишь в названии основных разделов. Объем, содержание и система изучения математического материала в школе восьмого вида имеют значительное своеобразие. Это объясняется осо¬бенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися школы восьмого вида.
1) Так как интеллектуально отсталые учащиеся усваивают новые зна¬ния медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени, программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме. Например, в I классе учащиеся изучают лишь числа первого десятка и знакомятся со сложением и вычитанием в пределах 10; знакомство с мерами стоимости, длины начинается с I, а заканчивается в IX классе; изучение долей и обыкновенных дробей начинается с IV, а заканчивается в IX классе и т. д.
2) Особенностью расположения материала в программе является «забегание» вперед, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Например, понятие о разностном сравнении учащиеся по¬лучают в IV классе, тогда как сравнение путем установления лишних единиц в большем числе и недостающих в меньшем сначала рядом стоящих чисел, а потом и любых двух чисел они производят уже в I и во II классах.
Такой же подход прослеживается и при формировании понятий о геометрических фигурах и их свойствах, свойствах и законах арифметических действий и других понятий. Например, в I классе учащиеся знакомятся с образом прямоугольника, во II — учатся чертить прямоугольник по данным точкам (вершинам), в III классе учащиеся знакомятся с элементами этой геометрической фигуры, свойствами ее углов и сторон, в IV классе — с черчением пря¬моугольника (квадрата) с помощью линейки и чертежного треуголь¬ника по заданным длинам сторон, сравнивают прямоугольник и тре¬угольник; выделяют основания и боковые стороны, в V классе знакомятся со смежными сторонами и диагоналями прямоуголь¬ника, в VI классе прямоугольник рассматривается как частный случай параллелограмма, в VIII классе дается понятие о площади прямоугольника.
3) Учитывая, что интеллектуально отсталые учащиеся с трудом вы¬деляют в формируемых понятиях существенные признаки, отличаю¬щие эти понятия от других, сходных или противоположных, и склонны к уподоблению понятий, особенно если усматривают в них черты внешнего сходства, программа нацеливает учителя на то, чтобы в процессе обучения он опирался на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления. Например, вычитание рас¬сматривается в сопоставлении со сложением (противоположные действия), сложение сравнивается с умножением (сходные дейст¬вия), понятие об уменьшении числа на несколько единиц проти¬вопоставляется понятию об увеличении числа на несколько еди¬ниц и сопоставляется со сходным понятием об увеличении числа в несколько раз и т. д. Это позволяет выяснить сходство и раз¬личие в понятиях, действиях, задачах, вскрывая существенные и несущественные признаки.
Заключение:
В данной дипломной работе нами были реализованы следующие задачи:
1. Произвести литературный обзор по проблеме формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
2. Рассмотреть состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида.
3. Провести методику формирования математических знаний у детей с нарушением интеллекта.
И в заключении мы сформулируем некоторые основные выводы:
В настоящее время ряд рекомендаций авторов методов изуче¬ния чисел и изучения действий, естественно-наглядного и лабо¬раторного методов изучения чисел в современной интерпрета¬ции успешно используется в специальной школе VIII вида. Так, в теории и практике обучения числам прочно заняли свои места принципы наглядности, доступности и практической направ¬ленности обучения, концентрического расположения учебного ма¬териала.
В I классе - в течение первого года обучения в общеобразователь¬ной школе - наиболее прочно учащиеся с задержкой психического развития усваивают сложение чисел первого десятка. Это объясняет¬ся тем, что выполнение данного действия базируется на имеющемся у детей жизненном опыте. Допускаемые ошибки обусловлены незна¬нием таблицы и приемов сложения однозначных чисел. К концу обучения в начальных классах большинство учащихся овладевают навыком решения задач основных видов (простые арифметические задачи на разностное сравнение; составные арифметические задачи на нахождение суммы и остатка; состав¬ные арифметические задачи, включающие деление на части и на¬хождение остатка; простые арифметические задачи на движение и др.), хотя некоторые учащиеся продолжают допускать различ¬ные вычислительные ошибки.
В данный момент происходит выдвижение на первый план дедуктивного метода формирования понятий на основе со¬держательного (теоретического, диалектического) обобщения. Особого внимания заслуживает проведённая нами на базе СКОШИ №6 методика изучения первого десятка детьми с отставанием интеллектуального развития. После получения результатов нами был произведен корреляционный анализ данных исследования, по результатам которого было выявлено, что преимущество результатов вторичного тестирования над первичным исследованием составило 154%, что можно считать более чем значительным.