Введение:
В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что новые социально-экономические и геополитические условия диктуют необходимость коррекции процесса обучения учеников общению с окружающими людьми другой национальности.
Современная ситуация в России в целом и Астрахани как полиэтничном регионе говорит, что общество стало более меркантилизированным, построенном на принципе денежно - финансовых взаимоотношениях, и потому необходимо для педагога дать необходимые знания о стратегиях действия в условиях, когда в классе дети различных национальностей, требующих максимальной реализации лидерских, организаторских, и прочих качеств ученика, а так же просто проявления толерантности, как члена социума.
В связи с этим стиль и методы руководства детскими группами и коллекти¬вами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управле¬нии детскими группами и коллективами ставится задача обуче¬ния и воспитания у детей умений и навыков группового взаи¬модействия с детьми другой национальности. Существуют и возрастные особенности руководст¬ва детскими коллективами, отражающие специфику возрастной психологии и обеспечивающие преемственность в развитии со¬ответствующих коммуникативных умений. Поэтому мы выясним, каковы осо¬бенности педагогического руководства детскими группами и кол¬лективами с учетом общих задач обучения и воспитания, а затем ответим на вопрос о специфике руководства объединениями детей различных национальностей.
Глава 3:
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отно¬шения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение кон¬фликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элимини¬ровать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди сосуществуют в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конф¬ликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным скон¬центрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных си¬туациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким обра¬зом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную мо¬дель регулирования конфликтов, основополагающими из¬мерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечен¬ных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет сле¬дующие способы регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добить¬ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интере¬сов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации прихо¬дят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере¬сы обеих сторон.
Заключение:
В данном дипломном исследовании были реализованы следующие цели:
1. Провести теоретический анализ социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.
2. Провести эмпирическое исследование влияния наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.
Были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать социально – педагогическую и психолого-педагогическую литературу по данной тематике.
2. Провести вводное рассмотрение межэтнической напряженности в современном обществе и необходимости формирования культуры межнационального взаимодействия.
3. Выявить специфику социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.
4. Провести эмпирическое исследование влияния наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.
5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.
Предметом исследования выступало влияние наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.
Объектом исследования выступили две группы испытуемых по шестнадцать подростков, разделённые на основе отбора по возрастному признаку и по принципу наличия в классе, в котором они обучаются, учеников другой национальности (группа I – полиэтничные классы, группа II – моноэтничные классы).
Нами была доказана гипотеза о том, что уровень межэтнической агрессии у подростков, чья учебная деятельность проходит в полиэтничном коллективе будет ниже показателей уровня межэтнической агрессии у подростков, чья учебная деятельность проходит в моноэтничном коллективе.
И в заключение, подводя итоги и формулируя выоды, необходимо отметить, что