Дипломная по теме: Формирования культуры межнационального взаимодействия между учениками

Название работы: Формирования культуры межнационального взаимодействия между учениками

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2000 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 6

1.1. Межэтническая напряженность в современном обществе 6

1.1.1. Межэтническая напряженность как социально-педагогический и социально-психологический феномен 6

1.1.2. Культура ненасилия в межнациональных отношениях 15

1.2. Необходимость формирования культуры межнационального взаимодействия 17

1.2.1. Культура межнационального взаимодействия 17

1.2.2. Современная субкультура школьников и рост в ней межнациональной неприязни 19

1.2.2.1. Развитие Национал-большевистской партии 19

1.2.2.2. Скинхеды как наиболее агрессивная часть неформальной молодёжи 20

1.2.2.2.1. Зарождение скин-движения в России. 20

1.2.2.2.2. Структура скинхедовского движения 21

1.2.2.2.3. Тенденции развития скинхедовской субкультуры 23

1.2.2.2.4. Идеология скинхедов 24

1.2.2.2.5. Кодекс поведения скинхедов 25

1.2.2.3. Квазискинхедовские неформальные организации 27

1.2.2.3.1. Красные бритоголовые (Red Skins). 27

1.2.2.3.2. Бритоголовые антифашисты (SHARP). 28

1.2.2.3.3. Красные скинхеды-анархисты (RASH). 29

1.2.2.3.4. Аполитичные бритоголовые. 30

Вывод по главе 31

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 33

2.1. Работа в группах со смешанным национальным составом 33

2.1.1. Развитие и реализация профессионализма педагога в сфере межнациональных взаимоотношений 34

2.1.2. Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. 39

1.2.3. Проблема формирования культуры межэтнических отношений. 43

2.2. Воспитание культуры межнациональных отношений в астраханском регионе 50

2.2.1. Роль педагога в воспитании культуры межнациональных отношений. 50

2.2.2. Профилактика конфликтов в детском многонациональном коллективе 54

2.2.3. Роль педагога в регуляции процесса межличностных отношений в полиэтничной группе 56

2.2.4. Роль педагога в организации групповой деятельности в многонациональном коллективе 59

Выводы по главе 61

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАЛИЧИЯ В КЛАССЕ УЧЕНИКОВ ДРУГОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ НА АГРЕССИВНОЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 63

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 63

3.2. Организация и методика исследования 64

3.2.1. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера 65

3.2.2. Фрейбургская анкета агрессивности для подростков 66

3.2.3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. 66

3.3. Результаты и их обсуждение 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЕ. ЦИФРОВОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ 81

Выдержка:

Введение:

В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что новые социально-экономические и геополитические условия диктуют необходимость коррекции процесса обучения учеников общению с окружающими людьми другой национальности.

Современная ситуация в России в целом и Астрахани как полиэтничном регионе говорит, что общество стало более меркантилизированным, построенном на принципе денежно - финансовых взаимоотношениях, и потому необходимо для педагога дать необходимые знания о стратегиях действия в условиях, когда в классе дети различных национальностей, требующих максимальной реализации лидерских, организаторских, и прочих качеств ученика, а так же просто проявления толерантности, как члена социума.

В связи с этим стиль и методы руководства детскими группами и коллекти¬вами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управле¬нии детскими группами и коллективами ставится задача обуче¬ния и воспитания у детей умений и навыков группового взаи¬модействия с детьми другой национальности. Существуют и возрастные особенности руководст¬ва детскими коллективами, отражающие специфику возрастной психологии и обеспечивающие преемственность в развитии со¬ответствующих коммуникативных умений. Поэтому мы выясним, каковы осо¬бенности педагогического руководства детскими группами и кол¬лективами с учетом общих задач обучения и воспитания, а затем ответим на вопрос о специфике руководства объединениями детей различных национальностей.

Глава 3:

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отно¬шения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение кон¬фликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элимини¬ровать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди сосуществуют в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конф¬ликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным скон¬центрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных си¬туациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким обра¬зом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную мо¬дель регулирования конфликтов, основополагающими из¬мерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечен¬ных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет сле¬дующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добить¬ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интере¬сов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации прихо¬дят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере¬сы обеих сторон.

Заключение:

В данном дипломном исследовании были реализованы следующие цели:

1. Провести теоретический анализ социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.

2. Провести эмпирическое исследование влияния наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.

Были реализованы следующие задачи:

1. Проанализировать социально – педагогическую и психолого-педагогическую литературу по данной тематике.

2. Провести вводное рассмотрение межэтнической напряженности в современном обществе и необходимости формирования культуры межнационального взаимодействия.

3. Выявить специфику социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.

4. Провести эмпирическое исследование влияния наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.

5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.

Предметом исследования выступало влияние наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.

Объектом исследования выступили две группы испытуемых по шестнадцать подростков, разделённые на основе отбора по возрастному признаку и по принципу наличия в классе, в котором они обучаются, учеников другой национальности (группа I – полиэтничные классы, группа II – моноэтничные классы).

Нами была доказана гипотеза о том, что уровень межэтнической агрессии у подростков, чья учебная деятельность проходит в полиэтничном коллективе будет ниже показателей уровня межэтнической агрессии у подростков, чья учебная деятельность проходит в моноэтничном коллективе.

И в заключение, подводя итоги и формулируя выоды, необходимо отметить, что

Похожие работы на данную тему