ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ 8
1.1. Нервная система 8
1.2. Эндокринная система 8
1.3. Половое созревание 10
1.4. Иммунная система 10
1.5. Сердечно-сосудистая система 11
1.6. Костно-мышечная система 12
1.7. Органы дыхания 13
1.8. Органы пищеварения 14
1.9. Нервно-психическое развитие 15
1.10. Физическое развитие 16
ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКА 18
2.1. Коммуникативная деятельность подростка 18
2.1. 1. Общение подростка со взрослыми. 18
2.1. 2. Общение со сверстниками 20
2.2. Факторы, обуславливающие проблематичность межличностного коммуникативных способностей подростков. 23
2.3. Затруднения коммуникации и их преодоление 29
2.3.1. Специфические для возраста психологические затруднения коммуникации 29
2.3.2. Правила понимающего реагирования. 35
2.3.3. Рекомендации по преодолению затруднения коммуникации 38
ГЛАВА III. ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 – 6 КЛАССАХ 41
3.1. Историческая игра как педагогический феномен 41
3.2. Классификация исторических игр 42
3.3. Основные этапы исторической игры 75
3.4. Рекомендации участникам исторических игр 77
ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 – 6 КЛАССАХ 79
4.1. Актуальность проведения исследования 79
4.2. Организация и методика исследования 80
4.2.1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 89
4.2.2. Методика на измерение уровня потребности в общении 91
4.2.3. Методика на склонность к одиночеству 92
4.3. Результаты и их обсуждение 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 103