Введение:
Постоянно возрастающее в течение послед¬него десятилетия значение избирательного права свидетельствует об идущих в нашей стра¬не процессах демократизации политической жизни общества. Полноценное, эффективно действующее избирательное право – неотъем¬лемый признак демократического правового государства. Увеличение объема законодатель¬ного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование позволя¬ют смело говорить о возникновении крупной отрасли российского законодательства – зако¬нодательства о выборах. Важность этой отрас¬ли определяет необходимость пристального изучения избирательного права как науки.
Становление системы политической демократии изначально предпола¬гает активное и ответственное участие граждан в формировании и кон¬троле за деятельностью публичных институтов государственной власти и местного самоуправления. Это находит свое предметное юридическое отра¬жение и в системе действующего права и законодательства. Весьма скром¬ный по своим масштабам и роли в политическом процессе институт, свя¬занный с правом голоса граждан, постепенно превратился в сложный межотраслевой комплекс норм, институтов и процедур, претендующий стать и быть политической конституцией страны.
Народовластие из формального института в системе организации и функционирования государства превратилось в его несущую конструкцию. Политическое волеизъявление граждан, выраженное в форме электорально¬го выбора, приобрело исходное значение в механизме публичного властвова¬ния и управления, основанного на политическом представительстве разно¬образных общественных интересов.
Избирательное право составляет сегодня органичную часть современной правовой системы Российской Федерации. Избирательное право относится к категории политико-правовых явлений, существующих в пограничной об¬ласти публичной политики и публичного права. Это публичное политическое право, связанное с политическим процессом воспроизводства и легитимации публичной власти.
Избирательное право предметно регулирует вопросы приобретения и пе¬редачи власти, а избирательный процесс как разновидность политического процесса является технологией осуществления народовластия.
Избирательное право и процесс по своему политико-правовому содержа¬нию и смыслу представляют собой юридическую форму и способ осуществ¬ления политической свободы, понимаемой как формально предоставленная всем дееспособным гражданам возможность в рамках установленных проце¬дур, гарантий и ограничений реально участвовать в системах и процессах власти, организации ее институтов и их функционировании.
Мне хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю и рассмотреть развитие избирательного права России в постсоветский пери¬од. Начавшаяся в 90-х годах в Российской Федерации конституционная реформа, утверждение
Глава 3:
В соответствии со ст. 17 Феде¬рального закона об основных гарантиях, все граждане Российской Фе¬дерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат ре¬гистрации (учету).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. утверждено Положение о Государствен¬ной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. Государственная система регистрации (учета) избирателей создается с целью обеспечения гарантий избирательных прав при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избиратель¬ных участков, проведении иных избирательных действий.
Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт по¬стоянного или преимущественного проживания гражданина Россий¬ской Федерации на соответствующей территории, который устанавли¬вается органами регистрационного учета населения в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребы¬вания и жительства в пределах Российской Федерации». Постановлени¬ем Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. (в ред. от 14 февраля 1997 г.) утверждены Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет устанавлива¬ется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражда¬нами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Федеральный закон «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает обя¬занность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или ус¬ловием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конститу¬цией Российской Федерации, федеральными законами (ч. 2 ст. 3 зако¬на). Следовательно, отсутствие регистрации не должно служить препятствием для реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы ме¬стного самоуправления.
В отличие от регистрационного учета по месту жительства, который в соответствии с вышеупомянутым законом является правовой обязаннос¬тью гражданина, регистрация избирателей лежит на обязанности соответ¬ствующих должностных лиц. Так, согласно части 4 ст. 17 Федерального закона об основных гарантиях, регистрация (учет) избирателей осуществ¬ляется главой муниципального образования, командиром воинской час¬ти, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.
Заключение:
В заключении мне бы хотелось особо остановиться на системе избирательного права. Избирательное право как подотрасль, структурное звено конститу¬ционного права имеет собственную систему. Система избирательного права – это его внутреннее строение, структура, опре¬деляемая дифференциацией и интеграцией избирательно-правовых норм. Система избирательного права обусловлена взаимосвязями изби¬рательно-правовых норм, объединяющих их в правовые институты.
Совокупности избирательно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки обществен¬ных отношений, называются институтами избирательного права. Кри¬териями выделения избирательно-правовых институтов, их отграниче¬ния друг от друга являются круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института, спе¬цифика правовых норм института, а также правовых отношений, возни¬кающих под воздействием этих норм, круг источников, содержащих нормы правового института.
Наиболее крупными образованиями в системе избирательного права являются Общая и Особенная части. Нормы Общей части избиратель¬ного права закрепляют положения, применимые к любым возникаю¬щим избирательным отношениям. Нормы Особенной части, конкрети¬зируя нормы Общей части, применяются при проведении отдельных видов выборов.
Общая часть включает в себя следующие институты: принципы из¬бирательного права, избирательный процесс, финансирование выбо¬ров, защита избирательных прав граждан, ответственность за наруше¬ния избирательных прав граждан, избирательные системы.
Особенная часть избирательного права делится на институты, регу¬лирующие отдельные виды выборов в соответствии с разделением влас¬ти по федеративному принципу и разделением государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. На федеральном уровне такими институтами являются выборы Президента Российской Федерации и выборы депутатов Государственной Думы. Иных, избира¬емых посредством всеобщих и прямых выборов, федеральных государ¬ственных органов Конституция Российской Федерации не предусмат¬ривает.
Институт выборов в органы государственной власти субъектов Россий¬ской Федерации включает в себя выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституциями, уставами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные, избираемые непосредственно населением, государственные органы.