Защита избирательных прав выступает гарантией устойчивого эволюционного развития конституционно-политической системы страны. Политическая стабильность, в свою очередь, - это гарантия стабильности в экономике и иных сферах общества и государства, реализации всего объема конституционных прав человека и гражданина.
Сегодня в России именно выборы являются универсальным демократическим способом реформирования конституционной системы власти в стране, средством социально-политического структурирования гражданского общества как необходимое условие его самостоятельности и самоуправляемости. Исходя из этого, представляет научный интерес роль Центральной Избирательной Комиссии в системе государственной власти, вопросы ее становления, ведения, полномочий, реализуемых в избирательном процессе. В связи с вышесказанным избранную тему дипломной работы следует считать актуальной.
Цель дипломной работы – исследовать роль Центральной избирательной комиссии в системе государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, определивших логику курсовой работы и ее структуру:
- исследовать историю формирования Центральной избирательной комиссии;
- определить правовой статус Центральной избирательной комиссии в советские годы;
- рассказать о правовом регулировании деятельности ЦИК;
- исследовать компетенцию ЦИК;
- изучить правовое положение ЦИК на современном этапе, для чего описать правовое регулирование деятельности ЦИК;
- рассмотреть порядок формирования и компетенцию ЦИК;
- рассказать о роли и месте ЦИК в разрешении избирательных споров.
Объектом исследования является избирательная система РФ.
Предмет исследования – роль Центральной избирательной комиссии в системе государственной власти.
Информационной базой исследования послужили Конституция РСФСР 1918г., Конституция РСФСР 1925г., Конституция РСФСР 1993г., Федеральные законы и иные нормативные акты и комментарии к ним, труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам конституционного и избирательного права в России.
, что они обладают собственной компетенцией, установленной федеральными и региональными законами о выборах. Являясь правоприменительными органами, избирательные комиссии в своей деятельности строго придерживаются норм и положений, закрепляющих их полномочия, права и обязанности при подготовке и проведении избирательных кампаний.
Закрепление в законах о выборах полномочий, прав, обязанностей и ответственности избирательных комиссий, их членов делает комиссии независимыми при принятии собственных решений, ограждает от вмешательства в их деятельность со стороны государственных органов и их должностных лиц.
Важным признаком принадлежности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации к государственным органам является их право принимать решения и акты, которые являются обязательными для федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных объединений, кандидатов и граждан. Аналогичный уровень государственной защиты принимаемых решений имеют и нижестоящие (окружные, территориальные и участковые) избирательные комиссии.
Федеральное законодательство о выборах возлагает на избирательные комиссии обязанность не только реализовывать, но и защищать избирательные права граждан. Так, избирательным комиссиям предоставлены полномочия по рассмотрению заявлений и жалоб на нарушения избирательных прав граждан, при этом противоправные решения избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.
23. Игнатенко В.В., Князев С.Д., Кутафин О.Е., Михалева Н.А., Яшин А.А. Избирательное право Российской Федерации: Учебное пособие. - Иркутск: Изд. ВСЦПИ, 2001. - 332 с
24. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного суда РФ (1992-1999 гг.) / Отв. ред. Вешняков А.А. – М.: Юристъ, 2000.
25. Избирательное право и избирательный процесс в РФ / Отв. редактор Иванченко А.В. – М.: Норма, 1999.
26. Избирательной системе России пять лет // Государство и право. – 1999. – №3. – С.99-103.
27. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право. – М.: Юрайт, 2001.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 1998.
28. Князев С.Д. Российское избирательное право: Учебник. – Владивосток: Издательство Дальневосточного государственного университета, 2001.
29. Колпаков Н. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе публичной власти– М.: РЦОИТ, 2002.
30. Колпаков Н.В. Разделение властей в современном Российском государстве // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 2.
31. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М.: Юрайт, 1999.
32. Кратов Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2001.
33. От выборов-1999 к выборам-2000 // Российская юстиция. – 2000. – №1. – С.56-57.
34. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. – №8. – С.17-22.
35. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия./под ред. А.И. Иванченко.- М.: Либеральная миссия.-2003.- 300 с.
36. Теория государства и права / Под ред. Корельского М.В. и Перевалова В.Д.. – М.: Зерцало, 2000.
37. Чигидин Б.В. Нарушение правил юридической техники в некоторых статьях Конституции РФ // О юридической технике федеральных законов (Сборник статей аспирантов и студентов). – М.: Российский юридический издательский дом, Москва, ул. Мосфильмовская, 17, 1999 г. – с. 7-17
38. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,1999.
39. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. С. 246.