Введение:
В условиях рыночных отношений на основе установ¬ленных государст-вом общих правил бухгалтерского учета организа¬ции самостоятельно разра-батывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач. Факт существования учетной политики предполагает выбор, определенную свободу, предоставленную экономическому субъекту при формировании ин-формационной модели своей организации. Поскольку существует выбор, то возможен разный исход, разное преставление одного и того же факта хозяй-ственной деятельности в системе учетных данных. Пользователи информа-ции, формируемой в системе бухгалтерского учета, должны помнить, что учетные данные условны и во многом зависят от профессионального сужде-ния бухгалтера.
Первоначально учетная политика воспринималась большинством бух-галтеров как возможность выбора одного из двух методов определения вы-ручки от реализации продукции (работ, услуг): по оплате или по отгрузке, но затем понятие расширилось и стало употребляться в смысле выбора одного из нескольких допускаемых законодательством способов учета.
В настоящее время в России фактически сложилась четыре уровня нор-мативного регулирования бухгалтерского учета:
Глава 3:
Систему законодательного и нормативного обеспечения бухгалтер-ского учета и учетной политики предприятия составляют:
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. N 129-ФЗ;
положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ);
методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его приме-нению;
другие нормативные акты.
Эти законодательные и нормативные документы обязательны для ис-полнения всеми организациями.
Первый (законодательный) уровень составляют законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, кото-рые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в ор-ганизациях. Документами этого уровня являются:
Налоговый кодекс Российской Федерации (принят Государст-венной Думой Федерального Собрания Российской Федера-ции - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 26 декабря 2006 г.). Рассматривает различные режимы налогообложения для ком-мерческих организаций, закрепляет ведение налогового учета для правильного расчета налоговой базы .
Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государ-ственной Думой Федерального Собрания Российской Федера-ции - ч. I от 21 октября 1994 г., ч. II от 26 января 1996 г. (ред. от 10 октября 2003 г.)). В нем закреплены многие вопросы учетной работы: наличие самостоятельного баланса как необ-ходимого признака юридического лица, обязательное утвер-ждение годового бухгалтерского отчета, понятие чистых акти-вов и т.д.;
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 17 сентября 2005 г.). Устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета на территории Российской Федерации для всех юридических лиц, а также определяет порядок орга-низации и ведения бухгалтерского учета и представления бух-галтерской информации пользователям;
Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 5 января 2006 г.);
Второй (нормативный) уровень представлен положениями (стандар-тами) по бухгалтерскому учету, в которых содержатся базовые правила бух-галтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретно-го механизма их применения и определения внутренней деятельности:
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (ред. от 24 марта 2000 г.);
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 ок-тября 2000 г. N 94н (в ред. от 18 сентября 2006 г.);
Заключение:
Обращение к теме исследования представляется достаточно актуаль-ным, поскольку учетная политика организации является уникальным средст-вом, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной ли-берализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совер-шенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и отчетности; в третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства. Кро-ме того, учетная политика является одним из главных элементов документо-оборота любой организации.
Законодательно организациям предоставлено достаточно свободы для того, чтобы сформировать такую учетную политику, которая учитывала бы специфику их деятельности и условия хозяйствования, и в то же время дава-ла возможность предоставить заинтересованным пользователям полную, достоверную и полезную информацию о финансовом состоянии организации.
Однако во многих ситуациях бухгалтерам, формирующим учетную по-литику, трудно ориентироваться в многообразии форм и методов учетных операций. Недостаточно точны бывают формулировки законодательства, ог-ромно количество регламентирующих подзаконных актов. Противоречивые мнения государственных органов нередко создают тупиковые ситуации в части правильного исчисления налогов и сборов.
В настоящее время основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учет¬ной политики организаций, являющих-ся юридически¬ми лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учрежде¬ний), устанавливаются Поло-жением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н.