ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений на основе установ¬ленных государством общих правил бухгалтерского учета организа¬ции самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения постав-ленных перед учетом задач. Факт существования учетной политики предполагает выбор, определенную свободу, предоставленную экономическому субъекту при формировании информационной модели своей организации. Поскольку существует выбор, то возможен разный исход, разное преставление одного и того же факта хозяйственной деятельности в системе учетных данных. Пользователи информации, формируемой в системе бухгалтерского учета, должны помнить, что учетные данные условны и во многом зависят от профессионального суждения бухгалтера.
Первоначально учетная политика воспринималась большинством бух-галтеров как возможность выбора одного из двух методов определения выручки от реализации продукции (работ, услуг): по оплате или по отгрузке, но затем понятие расширилось и стало употребляться в смысле выбора одного из нескольких допускаемых законодательством способов учета.
В настоящее время в России фактически сложилась четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета:
Первый уровень нормативной базы - Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. Согласно п.3 статьи 5 данного Федерального закона «организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности»;
Второй уровень нормативной системы регулирования бухгалтерского учета – это национальные стандарты (ПБУ)
Третий уровень – методические рекомендации, указания, ин-струкции. К документам третьего уровня относится План счетов финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению;
Четвертый уровень – это учетная политика организации, при разработке которой должны учитываться принципы и положения, заложенные в документах предыдущих трех уровней.
Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. То есть, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и, тем более, сравнительный анализ различных организаций.
Задача документов этого уровня сводится к установлению обяза-тельных правовых норм бухгалтерского учета, которые могли бы быть однозначно интерпретированы всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
Третий (методический) уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета определяется документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами раскрытия конкретного механизма их применения к определенному виду деятельности.
К ним относятся методические указания по ведению учета, инст-рукции, рекомендации, принимаемые Министерством финансов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти. Одними из важнейших документов этого уровня являются:
Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. N 44н;
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н (ред. от 23 апреля 2002 г.);
Приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденный приказом Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. N 26;
Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен рабочими документами (документы внутренней регламентации) организации, формирующими ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Они разрабатываются самой организацией или консультационными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций. Эти документы носят вспомогательный характер, и их основная цель сводится к технической реализации учетного процесса.
23. Порядок проведения аттестации и лицензирования на право осу-ществления аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 482 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.97 г. № 907)
24. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. N 44н
25. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н (ред. от 23 апреля 2002 г.)