Введение:
Тема юридической ответственности вообще, и административной ответственности, в частности, занимает одно из центральных мест в общей теории права. Она является традиционной и всегда актуальна.
Будучи проявлением связи и взаимной ответственности личности и государства, административная ответственность - это один из существенных гарантов правопорядка, важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Государство берет на себя обязанность защитить граждан, организации и самого себя от противоправных виновных деяний, посягающих на защищаемые правом ценности. Подтверждает это ст.2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" .
Ответственность - есть неотъемлемый спутник свободы. Ответственность предполагает свободу; свобода, чтобы не превратиться в свою противоположность - произвол, - невозможна без ответственности; чем полнее свобода, тем больше ответственности. Эти общеизвестные положения с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации стали не только достоянием общественно-политической и правовой мысли россиян, но и получили конституционное закрепление.
В соответствии с п.1 ст.15 Конституции Российской Федерации следует, что конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином подтверждении, что дает возможность человеку приобретать права и свободы, а государству создавать все необходимые условия для их реализации. Со своей стороны, государство требует от субъектов права надлежащей реализации существующих правовых предписаний, а субъекты права, в свою очередь, обязаны следовать этим правовым предписанием. Тем самым необходимо и возможно государственное принуждение, одной из форм которого является административная ответственность.
Легальное начало для современного российского предпринимательства было положено в 1991 г. со вступлением в силу Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Конституция России, принятая в 1993 г., содержит необходимые критерии, в соответствии с которыми надлежит осуществлять правовое регулирование экономической и в том числе, предпринимательской деятельности. Конституция дает правовую основу для экономики российского государства.
Глава 2:
Незаконное получение кредита. В соответствии со ст.14.11 КоАП РФ:
Получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Под кредитором в данной статье подразумевается одна из сторон кредитного договора. Согласно п. 1 ст. 819 ГК по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией подразумевается лицензиат - юридическое лицо, осуществляющее банковские операции. По смыслу п. 1 ст. 50 ГК кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации) относятся к коммерческим организациям.
Субъектом данного административного правонарушения является заемщик - юридическое лицо, физическое лицо, - незаконно получивший кредит, либо лицо, незаконно получившее льготные условия кредитования.
Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 176 УК).
Индивидуальные предприниматели в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, несут ответственность как должностные лица в соответствии с санкцией рассматриваемой статьи.
Под льготными условиями кредитования по смыслу комментируемой статьи следует понимать наделение участников кредитного договора дополнительными правами либо освобождение их от исполнения публично-правовых обязанностей или ограничение бремени исполнения данных обязанностей в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями.
Незаконное получение или предоставление кредитного отчета. В соответствии со ст.14.29 КоАП РФ:
Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю. В соответствии со ст.14.30 КоАП РФ:
Нарушение бюро кредитных историй установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Заключение:
Итак, административным правонарушением в сфере предпринимательской деятельности является противоправное, виновное действие (бездействие) граждан, должностных или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности.
Особенности административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности выражаются в специальном субъекте и объекте этого административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности являются общественные отношения, складывающиеся в процессе предпринимательской деятельности. Непосредственный же объект административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности раскрывается в конкретной статье главы 14 КоАП РФ, посвященной административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности - внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
Содержание объективной стороны также характеризуют такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение.
В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Субъективная сторона административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию и наступившему результату.