Дипломная по теме: Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией

Название работы: Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 5

1.1. Теоретическая сущность, симптоматика и этиология дизартрии 5

1.2. Виды дизартрии у детей 9

1.3. Психологическая характеристика дошкольников с дизартрией 20

1.4. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией 24

Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 27

2.1. Теоретические основы констатирующего эксперимента 27

2.2. Цель, задачи и порядок проведения эксперимента 29

2.3. Содержание методики констатирующего эксперимента 33

2.4. Результаты констатирующего эксперимента 40

Глава 3. Направления логопедической работы по нормализации и развитию просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 44

3.1. Общие подходы к коррекции дизартрии у дошкольников 44

3.2. Методика формирующего эксперимента по нормализации и развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией 57

3.3. Результаты проведения формирующего эксперимента 62

Заключение 66

Список литературы 68

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение.

Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы. В основе данных нарушений, как отмечается многими исследователями, лежит одинаковый патогенетический механизм в виде задержки созревания различных отделов нервной системы.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.

Глава 3:

Формирующий эксперимент проводился согласно методическому плану. Длительность занятий формирующего эксперимента составило 2 месяца, периодичность занятий – 2 занятия в неделю. В методической части дипломного проекта приведен общий план занятий и рассмотрены только основные приемы.

При проведении формирующего эксперимента серьезных проблем не было. Участники отнеслись к дополнительным занятиям хорошо. В процессе работы по мере усложнения материала был заметен прогресс в развитии речи.

Данные повторного эксперимента сравнивались с результатами предыдущего эксперимента и результатами повторного эксперимента контрольной группы.

Описание эксперимента:

Речь детей с дизартрией имеет значительные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: интонационная незавершенность окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз. В целом речь таких детей интонационно обеднена.

В нашем эксперименте нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

2. Нормализация процесса речевого паузирования.

3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. На первых этапах коррекционного воздействия уже в период “щадящего речевого режима” дети обучались передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно использутся пантомимику.

На следующем этапе заикающиеся обучались передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключались жесты, которые определенным образом помогают заикающимся осмыслить различные виды интонации. Начиналось обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождались плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Для вопросительной интонации характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идет вверх на завершающей фазе голосоподачи. Восклицательная интонация сопровождалась резким, сильным взмахом руки вверх, а незавершенности — плавным, полукруговым движением руки вверх. Интонация завершенности сопровождалась плавным движением руки вниз.

Заключение:

В заключение сделаем основные выводы по работе.

Полученные в ходе проведения констатирующего и формирующего эксперимента данные подтверждают гипотезу исследования- развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей, однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи). В зависимости от выраженности этих проявлений для логопедической практики крайне важно выделить несколько групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; фонетико-фонематическим недоразвитием; общим недоразвитием речи (указывается уровень речевого развития). При чисто фонетических (антропофонических) нарушениях основной задачей является коррекция звукопроизношения. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная система логопедического воздействия, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.

Похожие работы на данную тему