Введение:
Достижение высоких темпов экономического роста во многом зависит от эффективности функционирования институтов рыночной инфраструктуры. Для российской экономики современного периода развития, формирующей цивилизованные рыночные отношения, особо необходимо повышение результативности инфраструктурного обеспечения рыночных взаимосвязей, поскольку важнейшими составляющими механизма их саморегуляции являются именно институты рыночной инфраструктуры.
Уровень развитости инфраструктуры рынка в современной российской экономике во многом не отвечает ее потребностям в повышении конечных результатов национального производства. Неспособность институтов рыночной инфраструктуры обеспечивать оптимальное движение товарных и финансовых потоков приводит к росту издержек обращения, снижению ликвидности рынков, что отрицательно отражается на их функционировании. Это требует усиления внимания государственных органов управления к проблемам рыночной инфраструктуры, разработки соответствующей государственной стратегии повышения эффективности ее функционирования.
Недостаточно эффективная деятельность органов государственного управления отражается в по-прежнему невысоком уровне развитости инфраструктуры финансового рынка по сравнению с экономиками развитых государств. Российские коммерческие банки отличаются низким уровнем капитализации. Отношение активов российских банков к ВВП, составляющее всего лишь чуть больше 40%, намного ниже показателей развитых государств, превышающих 200%.
Глава 3:
Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро-уровне. Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.
Процесс реструктуризации банковской системы предполагает обеспечение следующих основных принципов:
- приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;
- равное отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов, в том числе иностранных;
- прозрачность и открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков;
- экономическая ответственность собственников банков, не способных платить по обязательствам, выраженная в сокращении доли и объемов принадлежащего им банковского капитала, привлечение их к процессу реструктуризации путем осуществления дополнительных взносов в капитал банков;
- участие кредиторов в процедурах реструктуризации;
- оказание государственной поддержки только тем банкам, которые принимают и успешно реализуют программы финансового оздоровления, ориентированные прежде всего на самостоятельное решение возникших проблем.
В среднесрочной перспективе целью реструктуризации является восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики, повышения ответственности руководителей и собственников банков за результаты их деятельности по управлению банками.
Полагаться, что банки смогут реструктуризироваться самостоятельно, без регулирующей и финансовой помощи государства, было бы наивным. Институты, получающие доступ к бюджетным средствам на внеконкурсной основе, не должны конкурировать с частными коммерческими банками на общем рынке банковских услуг. На практике это означает, что государственные банки должны действовать по принятому во всем мире принципу «оптовых банков», т. е. формировать правила и условия финансирования и осуществлять работу через коммерческие банки-агенты, отбираемые публичным образом по рыночным принципам.
Заключение:
Таким образом, развитие наиболее перспективного в условиях наметившегося экономического подъёма страны направления банковских операций кредитование реального сектора экономики наталкивается на ряд существенных труднопреодолимых ограничений. Существенным фактором, тормозящим кредитную активность российских банков, являются высокие риски кредитования российских предприятий. Несмотря на снижение общих рисков кредитования реального сектора за счёт улучшения макроэкономической ситуации, условий сбыта продукции и роста прибыли, остаются высокими институциональные элементы рисков, в первую очередь неэффективная система налогообложения производственной и финансовой деятельности, узость законодательной базы в сфере защиты прав кредиторов, недостаточная прозрачность финансовой отчётности предприятий. Все эти факторы в целом отражают недостаточно интенсивную реструктуризацию предприятий реального сектора экономики.
Вместе с тем следует отметить, что необоснованное форсирование кредитования реального сектора экономики в объёмах, неадекватных существующим банковским рискам, может привести к снижению устойчивости банковской системы и, таким образом, явится существенным препятствием для решения, как основной задачи реструктуризации, так и непосредственно задачи эффективного взаимодействия с нефинансовым сектором. Необходима дальнейшая работа по снижению инвестиционных рисков. Арсенал инструментов, которые могли бы в этих целях использоваться, хорошо известен: предоставление синдицированных кредитов, позволяющих распределить риски, страхование инвестиционных и кредитных рисков. Банки должны проявлять инициативу и способствовать формированию в России