Введение:
Актуальность темы.
Политические, социально-экономические, демографические и экологические изменения, происходящие в последние годы в стране, ухудшили положение в организации доступной медицинской помощи населению России. Изменения в подготовке медсестер могут в значительной степени способствовать исправлению ситуации.
Несоответствие уровня сестринского образования современным требованиям, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела, недостаточные знания зарубежного опыта, с одной стороны, не позволяют медицинской сестре качественно выполнять роль, отводимую ей в системе здравоохранения, с другой стороны, придают особую важность исследованиям, направленным на изучение и совершенствование профессиональной подготовки медицинских сестер (С.А. Мухина, И.И. Тарновская, Н.Н. Семенков, Н.Н. Аниськина и др.)
Мы полагаем, что критическая ситуация с медицинской помощью в России во многом усугубляется тем, что в центре внимания сестринского дела поставлен не человек с его потребностями, а болезнь. В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности.
Именно через общение проявляются индивидуальные особенности пациента и профессиональные особенности медсестры. Взаимодействие с пациентом только как с биологическим существом без учета его психической, социальной и духовной сфер делает услуги системы здравоохранения в большинстве случаев механистическими и негуманными (Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова, Н.В. Яковлева, И.А. Сомова, М.И. Жукова, Л.А. Цвеш- кова и др.).
Организация и регуляция совместной деятельности с пациентом, направленной на достижение им оптимального уровня жизнедеятельности - главная функция общения медицинской сестры. В психологических исследованиях по медицинской деонтологии, социальной гигиене, организации здравоохранения изучается влияние общения на совместную деятельность врача и пациента (М.Я. Яровинский, Б.Г. Юдин, А.Я. Иванюшкин, Н.В. Эльштейн, П.Д. Тищенко и др.). Большой вклад в изучение этой проблемы вносит психотерапия, поскольку общение выступает здесь ведущим средством лечения. Отмечается важность личностного подхода, необходимость взаимодействия с пациентом по типу «субъект - субъект» вместо «субъект - объект» и значимость доверительных контактов (В.Н. Мясищев, М.М. Кабанов, Б.Д. Карвасарский, В.М. Блейхер, А.Л. Гройсман и др.).
Меньше внимания в исследованиях уделяется изучению профессионального общения медицинской сестры с пациентом, хотя в силу специфики своей деятельности она проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач. Характер поведения медсестры оказывает влияние на течение болезни и состояние больного. Профессиональное общение медсестры примыкает к таким факторам профессиональной деятельности, влияющим на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры. Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально малопригодной. Мы полагаем, что именно профессиональное общение медсестры с пациентом восстанавливает гуманистическую направленность медицины, утраченную в результате врачебной специализации.
Медицинский персонал, работающий в гинекологическом стационаре, так же, как и другие профессионалы, с течением времени приобретает личностные особенности, отличные от личностных особенностей врачей других отраслей медицины. Это, возможно, связано с особенностями пациенток, проходящих лечение, а также со спецификой взаимодействия профессионалов в рамках отдельных отделений стационара. Немалую роль в возникновении упомянутых особенностей играет так называемый феномен «эмоционального выгорания», который имеет значение для большинства медицинских работников.
Глава 2:
Число степеней свободы равно 28. Мы получили два значимых результата.
t-критерий Стьюдента по тенденции «Доминирование» равен 3,33, где вероятность допущения ошибки 0,01;
t-критерий Стьюдента по типу межличностных отношений «Подчиняемый» равен 2,38, где вероятность допущения ошибки равна 0,05.
При сравнении мужчин и женщин было выявлено различие между ними в тенденции к доминированию (мужчины более доминантны, чем женщины) и в типе «Подчинение» (женщины склонны подчиняться в большей степени, нежели мужчины).
По результатам диагностики испытуемых медсестер методикой Ильина и Ковалева «Исследование агрессивности и конфликтности» можно сказать следующее.
Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)», «неуступ¬чивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта (в среднем по группе 11,3).
Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других», «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта (в среднем по группе 13,1).
Сум¬ма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчи¬вость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности (в среднем по группе 30,08).
Заключение:
С развитием медицинской науки постоянно развивается и растет и роль медсестры, значение ее деятельности. В наши дни для ухода за больным она должна обладать все более сложными медицинскими, естественнонаучными, техническими познани¬ями и навыками. В то же время задачи, возложенные на сестру, чрезвычайно многосторонни: приготовление различных блюд и питья для больных, кормление беспомощных больных, заправка постелей и различные другие задачи по гигиене больного, прием больных в лечебное учреж¬дение, их выписка и, наконец, но далеко не в последнюю очередь, ведение различ¬ных документов, огромная административная работа и пр.
В рамках контакта между сестрой и больным — кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, — следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными на¬выками. Однако, несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных. Каждая сестра должна пройти долгий и нелегкий путь самопознания и самовоспитания, прежде чем придет к полному сознанию этого. В формировании индивидуального стиля работы большую помощь могут оказать групповые собеседования, обсуждения проблем, замечания более опыт¬ных сестер или врача. Любая работа формирует не только профессиональные знания, но и личность в целом.
Опираясь на понимание профессиональной компетентности медицинского персонала как устойчиво высокого уровня знаний, умений и навыков, а также профессионально важных личностных черт, позволяющих эффективно осуществлять трудовую деятельность по избранной специальности, мы фокусируем внимание на предметно-специфических знаниях, навыках и умениях, связанных с непосредственной квалификацией медицинского специалиста и когнитивном уровне его развития. Морально-нравственные компоненты его жизнедеятельности представляются нами в контексте коммуникативной компетентности, поскольку их проявление, как правило, наблюдается в процессе демонстрирования коммуникативных умений. Наличие профессиональных, а значит и жизненно важных качеств, является необходимым условием для успешной его самореализации в трудовой деятельности.
Личность медицинского работника очень часто приобретает черты личности педагога-психолога. Практически ежедневно он выполняет функции педагога по отношению к подчиненному медицинскому персоналу, пациентам и членам их семей, остальным окружающим в экстренных ситуациях.
Взаимосвязь педагогики и медицины, все увеличивающееся проникновение первой науки во вторую создают реальные возможности для активизации у каждого медицинского работника когнитивных процессов, а изменение установок сознания с ориентацией на нравственные принципы способствует формированию культуры мышления, которая в итоге отражается на культуре коммуникативного поведения.