Введение:
Экономические реформы и переход от административно-хозяйственной системы управления к рыночным методам хозяйствования обусловили коренные преобразования всей финансовой системы Российской Федерации.
В Российской Федерации реформирование системы исполнения бюджетов началось в начале 90-х гг. прошлого столетия. Было принято решение о создании казначейской системы исполнения бюджета, позволяющей обеспечить качественный и оперативный контроль использования бюджетных средств, повышение прозрачности бюджета. В структуре Министерства финансов Российской Федерации создано структурное подразделение – Главное управление федерального казначейства, целью деятельности которого стало осуществление исполнения федерального бюджета по казначейской системе.
Актуальность выбранной темы объясняется следующим: органами Федерального казначейства уже накоплен определенный опыт исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Однако их компетенция не распространяется на исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, не определены задачи и функции, права и обязанности органов Федерального казначейства в исполнении региональных и местных бюджетов. В связи с этим перед субъектами
Глава 3:
Эффективность работы казначейской системы в г. Ульяновске определяется:
• ускорением оборачиваемости бюджетных средств (сокращением пробега средств от распорядителя до конечных получателей);
• повышением целевой направленности, своевременности и рацио¬нальности использования бюджетных средств;
• снижением стоимости обслуживания внутреннего долга (увеличе¬нием точности прогнозирования доходов и расходов за счет опера¬тивного учета и контроля);
• усилением контроля за бюджетными потоками, состоянием креди¬торской задолженности;
• возможностью осуществления мониторинга исполнения бюджета в любой момент времени, что позволяет оперативно выбирать при¬оритеты и определять потребность в ресурсах.
Одним из основополагающих условий успешного функционирования казначейского механизма исполнения бюджета является наличие едино¬го казначейского счета (далее ЕКС). Исполнение регионального бюджета в режиме ЕКС позволяет оптимизировать финансовые потоки, осуществ¬лять более полный контроль за своевременностью перечисления средств, владеть оперативной информацией о ходе исполнения бюджета, вести централизованный учет операций по доходам и расходам, обеспе¬чивать высокую степень сохранности бюджетных средств. В целях реали¬зации на практике принципа единства кассы необходим высокий уровень информационных технологий, обновление и модернизация технической базы, законодательно закрепленный статус электронных документов наравне с бумажными, разработка единой методологии и согласование инструктивно-методологических документов Министерства финансов Российской Федерации и Банка России.
Развитие казначейских функций и полномочий, процедур казначей¬ских технологий и бюджетных платежей в процессе их апробации позво¬лили обосновать следующие практические выводы и рекомендации:
1. Позитивный опыт федерального казначейства объективно свиде¬тельствует в пользу интенсивного и качественного развития казначейских функций и технологий и подтверждает отсутствие альтернативы казначейскому принципу управления государственными финансами в Российской Федерации.
Заключение:
Федеральное казначейство, созданное Указом о казначействе, в настоящее время имеет территориальные органы по всем субъектам РФ, а также в абсолютном большинстве городов, районов и районов в городах.
Переход на казначейское исполнение субфедеральных бюд¬жетов проходит в большинстве регионов Российской Федерации. Причем проявляется сильная заинтересованность региональных властей в создании казначейского механизма исполнения бюд¬жета, поскольку казначейская модель — основа организации бюджетного процесса. При этом развитие казначейской системы является не самоцелью, а средством повышения эффективности процесса управления финансовыми потоками.
Казначейская система является на сегодняшний день ин¬струментом, способным обеспечить экономическую безопасность региона, сбалансированность бюджета по доходам и расходам, создать условия для прекращения роста кредиторской задол¬женности организаций, финансируемых из бюджетов субъек¬тов Российской Федерации. Создание в структуре финансовых органов субъектов Российской Федерации казначейских под¬разделений обеспечивает возможность выполнения всех казначейских процедур по исполнению бюджета субъекта Федерации региональными финансовыми органами, что полностью соот¬ветствует Конституции Российской Федерации и бюджетному законодательству. В регионах и муниципальных образованиях, в которых проводится целенаправленная работа по осуществле¬нию перехода на казначейское исполнение бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов региональными и муниципаль¬ными финансовыми органами на основе современных бюджет¬ных технологий, отчетливо видны преимущества и практичес¬кие результаты данной формы организации казначейского ис¬полнения этих бюджетов.