В Российской Федерации реформирование системы исполнения бюджетов началось в начале 90-х гг. прошлого столетия. Было принято решение о создании казначейской системы исполнения бюджета, позволяющей обеспечить качественный и оперативный контроль использования бюджетных средств, повышение прозрачности бюджета. В структуре Министерства финансов Российской Федерации создано структурное подразделение – Главное управление федерального казначейства, целью деятельности которого стало осуществление исполнения федерального бюджета по казначейской системе.
Актуальность выбранной темы объясняется следующим: органами Федерального казначейства уже накоплен определенный опыт исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Однако их компетенция не распространяется на исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, не определены задачи и функции, права и обязанности органов Федерального казначейства в исполнении региональных и местных бюджетов. В связи с этим перед субъектами Российской Федерации стоит проблема самостоятельного поиска решений и методов исполнения региональных и местных бюджетов. Необходимым является создание высокоэффективной системы управления ресурсами региональных и местных бюджетов. Следует отметить, что с момента начала реформирования бюджетного устройства России и построения новой системы бюджетных правоотношений прошло уже более 10 лет, однако до сегодняшнего дня не выработаны единые федеральные стандарты казначейского исполнения бюджета.
Кассовые активы федерального бюджета в систе¬ме ЕКС — объемы поступлений денежных средств на счета федерального бюджета, полученные из опреде¬ленного набора источников и предназначенные для обеспечения обязательств бюджета.
Объемы поступлений денежных средств текуще¬го периода на счетах федерального бюджета образу¬ются за счет:
1) неиспользованных остатков средств бюджета прошлого периода;
2) налоговых и неналоговых поступлений в бюджет;
3) привлеченных денежных средств на возвратной основе;
4) процентных доходов за пользование средства¬ми бюджета.
Кассовые пассивы федерального бюджета в сис¬теме ЕКС — объемы выплат денежных средств, нап¬равленных для исполнения обязательств бюджета.
Объемы выплат денежных средств текущего пе¬риода на счетах федерального бюджета образуются за счет оплаты:
1) обязательств по оплате кассовых расходов фе¬дерального бюджета;
2) обязательств по возврату заимствованных средств,
3) обязательств по оплате процентных расходов за пользование заемными средствами.
Главная задача управления кассовыми активами и пассивами федерального бюджета в системе едино¬го казначейского счета заключается в обеспечении безусловной способности государства осуществлять платежи по принятым обязательствам с минималь¬ными сопутствующими издержками.
Реализация Концепции предполагает, что цент¬рализация финансовых ресурсов бюджета на едином счете будет осуществляться с использованием трех уровней счетов федерального бюджета.
Первый уровень — счета территориальных отде¬лений федерального казначейства (ОФК), открытые в коммерческих банках, выбранных на конкурсной основе, на балансовом сч. 40116 «Средства для вып¬латы наличных денег бюджетополучателям». Назна¬чение этих счетов — совершение операций с налич¬ными средствами.
Второй уровень — счета территориальных управле¬ний федерального казначейства (УФК), открытые в уч¬реждениях Банка России на двух балансовых счетах:
40101 «Налоги, распределяемые органами феде¬рального казначейства». Назначение счетов — рас¬пределение поступивших от налогоплательщиков регулирующих налогов между бюджетами различ¬ных уровней.
38. Истомина В. В. Пути перехода на казначейскую форму исполнения бюджета // Финансы. 2002. №1. С. 8-13.
39. Лопина Л., Попов А. О реализации новой редакции статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ // Бюджет. 2004. №12. С. 36-42.
40. Лопина Л. О взаимодействии участников бюджетного процесса // Бюджет. 2004. №12. 42-48.
41. Нестеренко Т. Реформирование бюджетного учета в Российской Федерации // Бюджет. 2004. №12. С. 30-34.
42. Нестеренко Т. Без монополии на информацию // Бюджет. 2004. №3. С. 42-45.
43. Нестеренко Т. Технология единого счета бюджета // Бюджет. 2004. №6. С. 4-7.
44. Пансков В. Г. Проблемы казначейского исполнения доходной части федерального бюджета // Финансы. 2002. № 4. С. 20-23.
45. Прокофьев С. Управление активами и пассивами единого казначейского счета // Бюджет. 2004. №12. С. 46-48.