Введение:
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) – крупнейший и наиболее значимый социальный институт постперестроечной России был образован 15 лет назад Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года N 442-1.
ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы.
ПФР – одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Его органы доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношение субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России и доставать до самых отдаленных ее уголков.
Создание ПФР стало знаковой вехой в решении одной из коренных задач реформирования социальной сферы Российской Федерации – перехода от государственного пенсионного обеспечения к государственному пенсионному страхованию.
Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения, то есть трудовых пенсий .
Глава 3:
Следует отметить, что правовые споры, как правило, вытекают из несоответствия наименования должности или учреждения, в которых работал гражданин, наименованию должности и учреждению, предусмотренных в правоустанавливающих списках, либо их отсутствие в указанных списках.
Рассмотрим решение от 18.05.2006г, вынесенное Барышским городским судом, по делу по иску Вороновой М.Г. о включении в стаж для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Воронова М.Г. обратилась с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Барыше о включении в специальный трудовой стаж периода работы в должности фельдшера Барышского военного комиссариата.
В соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона N 173-ФЗ Правительство РФ приняло постановление от 29.10.2002г N 781 “О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений”, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Закона N 173-ФЗ и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приведенный выше список расширительному толкованию не подлежит. Поэтому в подсчет выслуги лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включается не всякая работа, а лишь та, которая протекала в должностях и учреждениях поименованных в списке. При этом необходимо, чтобы Списку одновременно соответствовали наименование, как должности, так и учреждения.
Судом было установлено, что такое учреждение, как военный комиссариат, в котором работает истица, в Списки не включен. Данное учреждение не является учреждением здравоохранения, профиль и задачи деятельности военного комиссариата не связаны с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Вороновой М.Г. в иске было отказано (приложение 4).
Однако, в практике, встречаются решения суда, которыми он засчитывает периоды в учреждениях на соответствующих работах, отсутствующих в Списках.
Так, решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25.04.2005г. были удовлетворены исковые требования Митрофановой Л.А. к Управлению ПФР о включении в стаж дл назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью периодов работы с 10.11.1999г по 29.11.2001г в должности медсестры санатория-профилактория “Итиль” и с 30.11.2001г по 14.11.2001г в должности медсестры областного государственного унитарного предприятия “Санаторий Итиль”.
Заключение:
Делая выводы, хочется отметить, что на протяжении последних десяти лет пенсионная система России претерпела существенные изменения. Одна из сильных сторон Пенсионного фонда в том, что он всегда действует, как единое целое в каждый момент направляет усилия всех подразделений на решение наиболее актуальных и трудных задач.
Принципиальным отличием новых пенсионных законов от ранее действовавших является то, что в них, кроме новых принципов формирования и назначения пенсий четко прописаны и источники их финансирования. Источниками этими являются единый социальный налог, страховой платеж, составляющий его часть в форме налогового вычета, и инвестиционный доход от размещения средств пенсионных накоплений в разрешенные законодательством финансовые инструменты. Такое размещение осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации, государственная управляющая компания, частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, допущенные уполномоченными на то органами государственной власти к работе со средствами пенсионных накоплений.
Кроме того, в новой пенсионной модели предусмотрен более надежный и обязательный механизм повышения и индексации пенсий, ликвидирована дискриминация работающих пенсионеров, установлены более либеральные нормы перерасчета пенсий. В целом новая пенсионная система, сложившаяся в ходе реформы, в гораздо большей степени ориентирована на интересы и нужды пенсионируемых.