Введение:
Актуальность темы дипломной обусловлена тем, что в рамках данной проблемы затрагивается область медицины, в которой прослеживается тесная связь психогенного и соматогенного. Эти вопросы разрабатываются специалистами уже не одно десятилетие.
Онкозаболевания занимают значительное место в структуре общей заболеваемости и инвалидности населения. По статистическим данным, в течение жизни различные новообразования развиваются у 22% всех мужчин и 20% женщин. В последние годы отмечается тенденция к повышению заболеваемости онкоболезнями среди лиц более молодого возраста.
Современное состояние исследования вопросов психологических особенностей больных онкозаболеваниями характеризуется активизацией интегративных процессов в науке, стремлением перейти в изучении этих расстройств на уровень макроподхода к состояниям, в которых психика человека становится системообразующим фактором, а также на уровень их рассмотрения в свете мировоззренческих и методологических аспектов изменений в науке 2-й половины ХХ в. Эти изменения произошли как в естествознании и гуманитарных науках, так и в медицине. В настоящее время расширяется и спектр исследований по изучению патогенетических механизмов патологии различных систем организма в условиях агрессивных факторов среды, путей их коррекции с названных позиций.
Глава 2:
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
4. Тест «руки» на выявление уровня агрессивности. Тест разработан американским психологом Эдвином Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9-20 карточек с изображением кисти человеческой руки в различных положениях. Испытуемый должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке. Испытуемому в стандартной последовательности предъявляют все 9-20 карточек и просят ответить на вопрос: что, по вашему мнению, делает эта рука? Если он затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: как вы думаете, что делает человек, к которому принадлежит рука? Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе.
Рекомендуется во всех возможных случаях максимально снимать неопределенность ответов, наполняя смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то».
Ответы испытуемых подвергаются категоризации и классифицируется по категориям:
1. Конфликтность: рука является доминирующей, оскорбляющей, активно хватающей другой организм или объект.
2. Директивность: рука является ведущей, руководящей, активно влияющей на другое лицо.
3. Страх: ответы выражают страх перед возмездием или агрессией. Рука является жертвой чьей-либо агрессии.
4. Эмоциональность: ответы выражают привязанность, положительное отношение, благожелательность.
5. Коммуникация: в высказываниях рука представляется пытающаяся общаться с кем-то. При этом общающееся лицо нуждается в партнере так же или больше, чем партнер в нем, то есть находится с партнером в положении равенства.
6. Зависимость: эта категория включает ответы, в которых выполнение действия зависит от благожелательного отношения другой стороны.
7. Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя нарочито демонстративно тем или иным способом.
8. Ущербность: рука представляется больной, деформированной, поврежденной.
9. Активность: ответы, выражающие безличные тенденции к действию, в которых рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести.
10. Пассивность: ответы, в которых рука не изменяет своего положения или пассивно подчиняется силе тяжести.
Основные используемые категории - страх, эмоциональность, коммуникация и зависимость, включают в себя реакции, активно уменьшающие вероятность агрессии. Общая конфликтность вычисляется путем вычитания сумы ответов по этим категориям из суммы ответов по категориям агрессия и директивность: А = (агрессия + директивность) - (страх + эмоциональность + коммуникация + зависимость). Общая конфликтность может лежать в диапазоне от 0 до 20.
Категории Демонстративность, Ущербность, Пассивность, Активность и Описание не участвуют в подсчете баллов, поскольку их роль в оценке вероятности поведения считается неоднозначной.
Заключение:
В последние годы значительно улучшилось лечение, а следовательно, и прогноз у больных с различными онкологическими заболеваниями. Успехи в лечении позволили увеличить продолжительность жизни больных, а часто добиться и полного выздоровления. Однако угрожающие жизни заболевания, интенсивное лечение, стрессовая ситуация в которую вовлекается, как больной, так и вся его семья, вызывают множество психологических проблем и порой формируют психические расстройства у больных. Совершенно очевидно, что к работе с людьми, страдающими онкологическими заболеваниями, необходимо привлекать психологов и психиатров (психотерапевтов). И хотя на эту тему проводились исследования почти 20 лет назад (Дурнов Л.А., Рожнов В.Е., Соленов В.Н. 1979, Kirkpatrich K. et al, 1974), до сих пор в стране не создана специализированная психолого-психиатрическая служба, обслуживающая данный контингент больных. За рубежом, работ посвященных данной проблеме неизмеримо больше, но они имеют узконаправленный психологический характер, чаще с психоаналитической ориентацией. Практически отсутствуют исследования посвященные психофармакологической терапии у данного контингента больных.
Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, безусловно, может и должно повысить эффективность медицинской помощи. Успехи в лечении опухолей несколько изменили задачи психологов, педагогов, социальных работников и ранее привлекавшихся к работе с этими больными, а также курирование этих больных психиатрами.