Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что муниципальные целевые программы следует считать одним из инструментов стабилизации и развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.
Глава 3:
Можно выделить три основные линии модернизации системы государственного управления, обуславливающие необходимость существенного изменения требований к управлению целевой программы:
1. Разделение правоустанавливающих, правоприменительных и надзорных функций между федеральными органами исполнительной власти.
Результатом этого стал рост числа субъектов управления реализацией целевых программ. В этой связи требуется определить полномочий госзаказчиков целевых программ применительно к министерствам, агентствам и службам с учетом установленного разделения функций между ними.
2. Переход от «управления бюджетными затратами» к «управлению результатами».
Это требует определить комплекс требований к оценке эффективности и результативности целевых программ, мониторингу их реализации, условиям финансирования.
3. Повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти за решение возложенных на них задач в сочетании с самостоятельностью в выборе способов достижения этих задач.
Необходимо определить возможные инструменты реализации положений об ответственности госзаказчиков, руководителя программы в сочетании с повышением гибкости и «автономии» в принятии решений по осуществлению программ, а также механизмы усиления подотчетности перед обществом за результаты реализации программы.
На основе проведенного анализа можно выделить выделить следующие ключевые направления совершенствования управления реализацией федеральных целевых программ:
1. Переориентация на «управление результатами», проектный подход к управлению
Следует определить приоритетность достижения целевых индикаторов. В случае сокращения расходов по программам должна «автоматически» инициироваться процедура уточнения соответствующих целевых показателей, поиска альтернативных путей. В любом случае сокращение расходов должно приводить либо к утверждению изменений по программе, либо к признанию нецелесообразности дальнейшего продолжения программы.
Заключение:
Муниципальные программы подразделяются: по содержанию на научно - технические, социальные, экономические, инвестиционные, экологические, природоресурсные и другие; по срокам реализации - на краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (до 10 лет). долгосрочные (до 20 лет) и постоянные.
Комплексная муниципальная программа - программа, состоящая из подпрограмм, сформированных по отраслевому, функциональному или проблемному признакам со сроком реализации не менее трех лет.
Современные целевые программы включают национальные проекты, ориентированные на образование, здравоохранение и социальной поддержки населения. Целевые программы подразделяются на программы федерального уровня и регионального уровня, которые при совмещении усилий позволяют добиваться максимальных результатов.
На сегодняшний день наиболее приемлемыми и используемыми методами выработки кооперативных решений являются: метод равного или пропорционального дележа, метод регулируемой монополии, метод неманипулируемых механизмов. Анализ муниципальной целевой программы показал, что при формировании целевых программ регионального уровня наибольший интерес представляет метод неманипулируемых механизмов, в силу того, что выясняются предпочтения каждого агента, а с другой стороны он реализуем в модели голосования. К тому же он широко применяется при формировании целевых программ муниципального уровня, где особенно важна кооперация денежных ресурсов.