Введение:
Актуальность темы. Проблема межличностного взаимодействия и конфликта сегодня приобретает особое значение. Практика обучения и воспитания в учебных заведениях имеет дело с группами учащихся, между которыми складываются довольно сложные взаимоотношения. Причинами, усложняющими межгрупповые и межличностные отношения, обусловливающими рост напряженности и конфликтности, являются глубинные преобразования нашего общества, неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияющая на психическое состояние человека, приводящая к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентаций, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывающая рост агрессивности, напряженности.
Особенно актуальной данная проблема является для подросткового возраста, который в силу специфических психологических особенностей «переходного возраста» и ещё не установившейся психики, остро и не всегда адекватно реагирует на изменения, происходящие в окружающем его мире, осуществляя поиск способов «взрослого поведения».
Глава 3:
Программа включает 8 отдельных тематических занятий. Длитель¬ность всего цикла занятий при частоте 1 раз в неделю составляет 2 месяца.
Содержание может варьироваться в зависимости от общей психологической культуры и уровня рефлексии конкретной группы подростков.
Программа делится на три этапа.
На первом этапе происходит понимание подростками психологиче¬ской сущности межличностных конфликтов, осознание негативных эмоций, связанных с конфликтами и их проработка. На втором этапе рассматриваются модели и стратегии поведения в конфликте, различные варианты его разрешения, выбираются адекватные способы реагирования в определенной конфликтной ситуации на основе ее анализа. На третьем этапе происходит выработка оптимальной стратегии поведения в конфликте и способов его конструктивного разрешения.
Каждое занятие включает три блока:
1. Когнитивный (информационный): выполняет образовательную функ¬цию (сообщение участникам определенных теоретических знаний: психология общения, понятие о конфликте, его сущности, последствиях, стадиях, о стрессе и возможных спосо¬бах его снижения, информация о стратегиях, типах и моделях по¬ведения в конфликте и др.; знания участников о себе, собственных воз¬можностях, понимание своих чувств, эмоций, знания о способах работы с ними и др.).
2. Эмоциональный: создание благоприятного психологического климата в группе, мотивированность участников, наличие интереса, довери¬тельный стиль общения, психологическая поддержка подростков, работа с их коммуникативными и личностными проблемами на уровне чувств.
3. Поведенческий: формирование способности конструктивно взаимодействовать в ситуации конфликта.
Структура занятий состоит из следующих основных компонентов:
- вступления (приветствие, рефлексия прошлого занятия, размин¬ка),
- основной части (обсуждение домашнего задания, выполнение за¬даний в рабочей тетради,
- заключения (рефлексия, домашнее задание).
Основными методами работы на тренинге являются:
групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т. д.), игро¬вой метод (психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликт¬ных ситуаций, ролевые игры и др.), обсуждение заданий и упражнений, бе¬седа, наблюдение и др.
Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа, поведенческий тренинг и др.
Тематический план занятий по программе представлен в приложении 12..
Заключение:
В результате написания дипломной работы были сделаны следующие выводы.
Теоретический анализ позволил нам сделать вывод о том, что необходимость повышения эффективности межличностного взаимодействия подростков обоснована логикой личностного и социального развития подростка а также психофизиологическими особенностями данной возрастной категории.
Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, который включает разнообразные формы совместной деятельности и общения людей, прямые и «обратные» воздействия, процессы обмена (энергией, информацией, эмоциями).
Тяга к общению со сверстниками является отличительной особенностью подросткового возраста. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится весьма сильным. Общение выступает не только необходимым условием формирования личности, но и психологической средой развития основных психических и социальных качеств подростка.