Введение:
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может выступить в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, столько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Глава 3:
Цель экспериментального исследования – изучить особенности влияния кризиса семейных взаимоотношений на становление личности подростка. Помимо методик, которые проводились для достижения конкретной поставленной в работе цели, нами проводилась методика по изучению условий формирования Я-Концепции, поскольку по нашему мнению, рассматривать влияние каких-либо факторов на становление личности подростка не имеет смысла без изучения психофизиологических особенностей данного возрастного периода. Для достижения цели помимо задач, заключённых в теоретическом изучении рассматриваемой проблемы и анализе литературы по теме исследования, нами ставились следующие задачи:
- экспериментальное изучение кризиса семейных взаимоотношений у детей подросткового возраста в полных и неполных семьях, заключённого в проведении нескольких методик, позволяющих раскрыть и проанализировать сущность проблемы;
- экспериментальное исследование системы ценностей подростков и оценки ими своих жизненных перспектив с точки зрения соответствия желаемого и возможного;
- обработка статистических данных проведенного эксперимента по t-критерию Стьюдента.
Поэтому в эксперименте ставились две гипотезы:
- в неполных семьях у детей подросткового возраста будут наблюдаться повышенное стремление к независимости и самостоятельности, упрямству, своеволию.
- если при оценке подростками жизненных сфер, будет «расхождение» между «ценностью» и «доступностью», то оно приведет к внутреннему конфликту.
Теперь перейдём к описанию методик, использованных в данной работе.
Заключение:
Поставленная в исследовании цель – изучить влияние кризиса семейных взаимоотношений на становление личности подростка достигнута.
В теоретической части исследования изучена роль семьи в развитии и воспитании ребенка; описаны особенности психического развития подростков, воспитывающихся в неполных семьях; рассмотрены различные классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.
Обзор исследований в области психологии личности и психологии семьи подтверждает теоретическую закономерность влияния личностных особенностей родителей на стиль отношения к ребенку.
Экспериментальная часть исследования подтвердила наличие в неполных семьях у детей подросткового возраста повышенное стремление к независимости и самостоятельности, упрямство, своеволие, самостоятельность, своенравный, конфликтный характер.
Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: если в семьях, являющихся неполными наблюдаются конфликты, то у детей-подростков из этих семей будут наблюдаться нарушения в развитии чувства ответственности, стремление к независимости и самостоятельности.
На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и родительских отношений, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.