Дипломная по теме: Оcобенности формирования "я - коннцепции" у подростков в условиях полных и неполных семей

Название работы: Оcобенности формирования "я - коннцепции" у подростков в условиях полных и неполных семей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

72 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение

………………………………………………………………………………..………3

Глава I. Теоретические аспекты формирования «Я - Концепции» и роль семьи в развитии личности подростка.

1.1. Психологическая сущность формирования «Я – концепции» у подростка ………………………………………………………………………..………..6

1.2. Психофизиологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………….12

1.3. Семья как основа формирования жизненной позиции ребенка и его личности………………………………………………………………………19

Выводы по первой главе................................................................................................21

Глава II. Зависимость особенностей развития личности в подростковом возрасте от стилей воспитания и взаимоотношений в семье.

2.1. Причины психической зависимости в подростковом возрасте

…………………………………………………………………………………22

2.2. Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности подростка…………………………………………………………....................27

2.3. Влияние семейных отношений в полных и неполных семьях на конфликтность в подростковом возрасте……………………………………46

Выводы по второй главе………………………………………………………….54

Глава III. Экспериментальное изучение особенностей кризиса семейных отношений у детей подросткового возраста

3.1. Цели, задачи и гипотеза исследования……………………..………....55

3.2. Методика исследования…………………………………………….…56

3.2.1. Характеристика испытуемых………………………….……….56

3.2.2. Ход исследования……………………………………………....57

3.2.3. Используемые методики……………………………………….57

3.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………….60

Выводы по третьей главе…………………………………………………………77

Заключение........................................................................................................................79

Библиография………………………………………………………………………80

Приложение…………………………………………………………………………85

Выдержка:

Введение:

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может выступить в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, столько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Глава 3:

Цель экспериментального исследования – изучить особенности влияния кризиса семейных взаимоотношений на становление личности подростка. Помимо методик, которые проводились для достижения конкретной поставленной в работе цели, нами проводилась методика по изучению условий формирования Я-Концепции, поскольку по нашему мнению, рассматривать влияние каких-либо факторов на становление личности подростка не имеет смысла без изучения психофизиологических особенностей данного возрастного периода. Для достижения цели помимо задач, заключённых в теоретическом изучении рассматриваемой проблемы и анализе литературы по теме исследования, нами ставились следующие задачи:

- экспериментальное изучение кризиса семейных взаимоотношений у детей подросткового возраста в полных и неполных семьях, заключённого в проведении нескольких методик, позволяющих раскрыть и проанализировать сущность проблемы;

- экспериментальное исследование системы ценностей подростков и оценки ими своих жизненных перспектив с точки зрения соответствия желаемого и возможного;

- обработка статистических данных проведенного эксперимента по t-критерию Стьюдента.

Поэтому в эксперименте ставились две гипотезы:

- в неполных семьях у детей подросткового возраста будут наблюдаться повышенное стремление к независимости и самостоятельности, упрямству, своеволию.

- если при оценке подростками жизненных сфер, будет «расхождение» между «ценностью» и «доступностью», то оно приведет к внутреннему конфликту.

Теперь перейдём к описанию методик, использованных в данной работе.

Заключение:

Поставленная в исследовании цель – изучить влияние кризиса семейных взаимоотношений на становление личности подростка достигнута.

В теоретической части исследования изучена роль семьи в развитии и воспитании ребенка; описаны особенности психического развития подростков, воспитывающихся в неполных семьях; рассмотрены различные классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.

Обзор исследований в области психологии личности и психологии семьи подтверждает теоретическую закономерность влияния личностных особенностей родителей на стиль отношения к ребенку.

Экспериментальная часть исследования подтвердила наличие в неполных семьях у детей подросткового возраста повышенное стремление к независимости и самостоятельности, упрямство, своеволие, самостоятельность, своенравный, конфликтный характер.

Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: если в семьях, являющихся неполными наблюдаются конфликты, то у детей-подростков из этих семей будут наблюдаться нарушения в развитии чувства ответственности, стремление к независимости и самостоятельности.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и родительских отношений, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.

Похожие работы на данную тему