Введение:
Актуальность темы. «Политика и мораль - вещи несовместные» - это непреложная истина, привычно подразумеваемая и экспертами, и любителями при анализе действий любого правительства как в прошлом, так и в настоящем. Аморальность политики нередко рассматривается как ее неотъемлемое качество, как голубизна полуденного безоблачного неба.
Казалось бы, сегодня мы видим подтверждение именно этой истины: начинается, как говорят многие политики и политологи, очередная война за нефть и влияние в мире – кто окажется ближе к ней, к абсолютно необходимой пока нефти, тот и будет прав. А убитые станут "сопутствующим ущербом"... Ведь не случайно "весь мир" (на самом деле пять или даже шесть миллионов из всего лишь 6 миллиардов жителей Земли) как один вышел на улицу, протестуя против войны. Ведь не случайно же Франция стала во главе “борьбы за мир”. (она ведь всегда была “за мир”: и когда помешала Лиге Наций наказать Муссолини за захват Абиссинии, и когда в Мюнхене предала Чехословакию, и когда капитулировала в войне с Германией). И у России блестящий послужной список грандиозных усилий в “борьбе за мир”: здесь и война в Корее в 1950 году, здесь и Венгрия в 1956, и Чехословакия в 1968, да и Афганистан в 1979. Ни разу Россия (СССР) не ждала одобрения ООН или поддержки Совета Безопасности. Они заменялись сотнями тысяч солдат и тысячами танков армии вторжения.
Глава 2:
Этический режим не должен превращаться в набор правил для реагирования на те или иные поступки и наказания ничего не подозревающих парламентариев. Скорее это руководство к действию, позволяющее создать атмосферу, которая способствует этически приемлемому поведению. Это хорошо видно на примере упомянутой выше пояснительной записки, задача которой – не пригрозить наказанием, а дать разъяснение. Главная особенность любого этического режима в том, что это – не полосатый жезл и не шлагбаум, а набор дорожных знаков для безопасного движения. Этический режим должен учитывать исторические традиции и культурные особенности страны. Например, у многих народов вручение подарков имеет большое символическое значение, и очевидно, что нельзя, да и не нужно, запрещать его в попытках подстроиться под некую универсальную концепцию этического поведения. Но даже если национальные традиции могут наложить свой отпечаток на этический режим, политики и эксперты по борьбе с коррупцией практически пришли к пониманию того, в чём состоит соблюдение этических норм при исполнении государственной должности. Поэтому следует критически относиться к утверждениям, что культурные особенности препятствуют внедрению всеобъемлющего этического режима. Поверенный Комитета по нормам официального поведения Палаты Представителей Конгресса США во время встречи с членами парламента Мозамбика отметил, что как бы ни отличались исторические и культурные особенности, есть два неоспоримых принципа:
Заключение:
Время мощной непрерывной рекой течет и течет в пространстве, как секунды, отсчитывая века. Приходят и уходят поколение за поколением, эпоха за эпохой - и в этом непредсказуемом водовороте жизни людей, народов, империй было мало места радости и счастью. Зато судьба щедро отпускала каждому веку тяготы и испытания, засыпала болезнями и войнами, стирала с лица земли целые государства и цивилизации.
Даже хорошо организованное демократическое правовое и социальное государство не может непосредственно проводить в жизнь мир, свободу и справедливость. Оно может только — и в этом его смысл — держать наготове институты для мирного урегулирования конфликтов, для свободолюбивого использования интересов при обязательном одновременном социальном уравнивании и развивать их в соответствии с требованиями новых проблемных ситуаций. Все политические действующие лица обязаны, а в определенных границах даже вынуждаются в своих действиях уважать смысл этих институтов и правил. Таким образом, мир, свобода и справедливость являются не целями, достигаемыми раз и навсегда, а постоянными задачами в обществе, исторически постоянно находящемся в движении.