Введение:
Деятельность консультанта позволяет реализовать множество иннова-ций в сжатый отрезок времени, помогает руководителям осознавать процес-сы ор¬ган шаг тонкого развития, формирует навыки диагностики и решения проблем. Элементы консультирования могут также использоваться менедже-рами для психологической помощи подчиненным.
По мере усложнения управленческих задач (в большей степени из-за их необычности, нетрадиционности) руководителям предприятий потребуется сторонняя помощь на качественно новом уровне. В этом смысле управленче¬ское консультирование следует рассматривать как важнейший элемент орга-ни¬зационного обеспечения экономических реформ.
В целом управленческое консультирование способствует обеспечению устойчивого развития организации, играет важную роль в различных аспек-тах ее функционирования. Таким образом, актуальность темы дипломной ра-боты обусловлена необходимостью:
- обеспечения результативности и эффективности осуществления соци¬ально-экономических реформ, проводимых в организациях структурных и функциональных изменений;
- формирования нового типа управленческой деятельности, соответст¬вующего условиям и задачам развития рыночных отношений;
- содействия становлению института консультирования как важного эле¬мента управленческой деятельности и управленческих отношений в со-времен¬ных условиях.
Глава 3:
Внедрение новейших управленческих технологий в отечественную практику обусловило бурное развитие управленческого консалтинга (УК), сопровождающееся значительным ростом числа консультантов, экспертов, консультационных фирм, компаний и ассоциаций. Вместе с этим возникло и начало активно формироваться новое для российского менеджмента направ-ление – менеджмент-консалтинг, который считается одним из основных ви-дов деятельности в области предпринимательской инфраструктуры бизнеса.
При стремительном развитии УК за рубежом и в России до сих пор не сложилось общепринятого определения этой деятельности, не разработаны многие ее содержательные, методические, методологические и организаци-онно-правовые аспекты.
В чем сущность данного явления, каковы состояние, проблемы и пер-спективы развития УК в условиях российской экономики?
Мировая история консалтинга насчитывает более 120 лет. Первая кон-сультационная фирма (“Артур Д'Литтл” – одна из крупнейших в настоящее время), предоставлявшая услуги в области бухгалтерского учета, появилась в США в 1881 г., а первая компания по менеджмент-консалтингу (Служба ис-следований бизнеса) в 1914 г. в г. Чикаго.
Одним из первых профессиональных консультантов в области ме-неджмента принято считать Ф. Тейлора, автора известной системы управле-ния.
Бурный рост фирм, занимающихся УК, был отмечен в США в 50 – 60-е годы, что привело к созданию в 1959 г. Ассоциации консультантов по управ-лению. Стоимость оказываемых ими услуг составляла в начале 70-х годов 1,22 млрд. долл. Отрасль стремительно развивалась, и уже во второй полови-не 90-х годов доходы консультационных компаний США достигли 25 млрд. долл. в год. Сегодня данный вид услуг является важным сектором реальной экономики развитых стран.
Согласно классификации Европейской федерации управленческого консалтинга (ФЕАКО) современный УК включает восемь основных направ-лений: менеджмент, администрирование, финансы, кадры, маркетинг, произ-водство, информационные технологии, специальные услуги. Каждый из этих разделов в свою очередь структурирован на несколько специальных видов деятельности (например, кадровый консалтинг состоит из 20 позиций), вследствие чего перечень специализаций, утвержденный ФЕАКО, насчиты-вает свыше 100 наименований.
Заключение:
Заканчивая дипломную работу хотелось бы сделать несколько замеча-ний по сути рассматриваемой проблемы, а также высказать свое мнения от-носительно путей решения проблем российского консалтинга.
Несомненно, консалтинг в России существует, хотя и нельзя сказать, что данный сегмент рынка процветает. Как и в большинстве других случаев, развитие данной области находится на стадии становления. Это очень важ-ный этап, как для заказчиков, формирующих спрос, так и для исполнителей, ответственных за предложение на рынке. Во многом ситуация обострена глобальным экономическим кризисом августа’98. Многие консалтинговые фирмы «погибли», так и не успев реализовать свои возможности. Значитель-но «похудели» и без того скудные кошельки российских предприятий. Вме-сте с тем, среди экономистов бытует мнение, что такая ситуация — не самый худший вариант. При этом, делаются ссылки на то, что в условиях кризиса происходит естественный рост конкуренции, провоцируемый, во-первых, со-кращением числа участников рынка, во-вторых, снижением спроса на услуги со стороны потенциальных заказчиков. Клиентов начинают «беречь». Кроме того, как следствие, прогнозируется рост профессионализма в среде консуль-тантов.