Введение:
Для эффективного функционирования хозяйственного механизма в ры-ночной экономике, особенно на этапе ее становления, важное значение приоб-ретают переоценка многих практических установок отечественного менедж-мента и перестройка существующей системы управления. Особое внимание в этом процессе уделяется формированию инфраструктуры, центральное место в которой должно занять управленческое консультирование (УК).
Мировой опыт функционирования предприятий в условиях рыночной эко-номики показывает, что отсутствие разрыва между наукой и практикой проис-ходит во многом благодаря наличию такого универсального инструмента, как управленческое консультирование (УК). Задача УК, в отличие от традицион-ных методов передачи теоретических знаний в практику хозяйствования, со-стоит в посредничестве при передаче знаний из теории в практику, знаний и опыта из одной сферы практики в другую. По мере усложнения управленческих задач (а в большей степени из-за их необычности, нетрадиционности) руково-дителям предприятий потребуется сторонняя помощь на качественно новом уровне. В этом смысле УК следует рассматривать как важнейший элемент ор-ганизационного обеспечения экономической реформы.
Управленческое консультирование в экономически развитых странах поя-вилось еще в начале ХХ века и в настоящее время распространено очень широ-ко. Зарубежный опыт УК показывает, что ни одна серьезная инновация в аме-риканских, японских, западногерманских компаниях не осуществляется без консультантов. Неизбежен и тот факт, что в странах с высоким научно-техническим потенциалом услуги консультантов по управлению пользуются наивысшим спросом.
В условиях рыночной переориентации экономики Российской Федерации резко возрастает роль человеческих ресурсов. Потенциальные возможности предприятия могут быть реализованы в полной мере лишь при условии адек-ватных изменений в подготовке и использовании человеческого фактора.
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентиро-ванных на рыночную экономику, перед предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая но-вым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производ-ственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию че-ловеческого фактора.
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Глава 3:
Как видно, обе оценки находятся в зоне эффективного консультирования.
Экспертные оценки, конечно же, не учитывают множество качественных характеристик интеллектуального плана, однако наглядность и простота ис-пользования дают возможность его практического применения, тем более, что его можно увязать с оплатой труда консультантов. В этом случае в договоре, как правило, обозначаются минимальный и максимальный размер оплаты. Оп-лату этапа "Диагностика" предполагается выполнять посредством отдельного договора. Нижний предел суммы по основному договору выплачивается неза-висимо от конечного результата, на основе прописанных критериев оплаты. При оплате учитывается количество параметров, перемещенных в зону эффек-тивного консультирования, но цена каждого из них предварительно оговарива-ется.
Таким образом, после предварительной договоренности о проведении кон-салтинга с клиентом технология УК должна быть представлена в виде детально прописанной оргтехнологии. Наличие такого документа позволяет консультан-ту смоделировать работу, а клиенту - еще раз оценить качество предстоящей работы и убедиться в получении ожидаемого результата. Она должна коррек-тироваться в процессе консультирования, т.е. быть рабочим документом-путеводителем как для консультантов, так и для клиентов. В зависимости от за-дач, решаемых консультантом, оргтехнологии могут быть классифицированы по группам:
оргтехнологии УК по освоению принципиально новых достижений управ-ленческой науки;
оргтехнологии УК по освоению отечественного и зарубежного опыта управления;
оргтехнологии УК, создающие нововведения.
Разработка организационной технологии УК может быть организована следующим образом:
Таблица 31 Разработка оргтехнологии УК (типовой процедуры внутреннего консалтинга)
Заключение:
Парадоксальность ситуации в России заключается в том, что в условиях перехода к новой модели управления, требующей эффективного использования интеллектуального потенциала, его использование существенно уменьшилось. И это при том, что большинство предприятий находится в тяжелом экономиче-ском положении как раз в силу того, что не смогли найти форм управления, адекватных новой модели управления. Недооценка роли менеджмента, как по-казал опыт и мировой и российский, приводила и приводит к усугублению про-блем предприятия и огромным финансовым и материальным потерям. Боль-шинство российских руководителей, не имея соответствующей информации об управленческом консультировании, пытаются решать свои проблемы самостоя-тельно и чаще всего безуспешно. Поэтому только теоретических и методиче-ских технологий управленческого консультирования недостаточно для более глубокого понимания актуальности консалтинга современными менеджерами. Необходимо ближе познакомить их с инструментарием, использование которо-го повысит эффективность обучающих консалтинговых программ как в рамках вузовских учебных программ, так и при менеджмент-консалтинге клиентских организаций.
Труд для человека естественен и желателен, люди инициативны, изобрета-тельны, готовы брать на себя ответственность и самостоятельно решать задачи. Наилучшие результаты достигаются при создании действенной системы моти-ваций.
В российских условиях целесообразно наряду с моральным осуществлять материальное стимулирование работников.
В соответствии с поставленной целью в рамках данной работы мы провели управленческое консультирование по вопросам мотивации и вознаграждения работников ООО «Иж-транс». Совершенствование системы мотивации и сти-мулирования труда в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем для всех предприятий.