ВВЕДЕНИЕ
С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные из-менения в системе управления предприятиями. Следствием таких изменений становятся новы подходы к организации и качеству управления предприятием, а также к управленческим кадрам.
Для преодоления экономического кризиса необходимо решить ряд про-блем, связанных с изменением в системе управления персоналом (УП) органи-зации. В силу этого особую важность и практическую значимость приобретает эффективное управление персоналом. До недавнего времени это понятие прак-тически отсутствовало в управленческой практике, хотя в каждой организации существовала подсистема управления персоналом (отдел кадров), в обязанно-сти, которой входили прием и увольнение работников, обучение и переподго-товка кадров и т.д. Но отделы кадров, как правило, имели низкий организаци-онный статус, являлись слабыми в профессиональном отношении. Они были структурно разобщены с другими подразделениями, которые выполняли функции управления кадрами (отдел труда и заработной платы, юридический отдел и др.). И, как следствие, он не являлся ни методическим, ни информа-ционными, ни координирующими центром кадровой работы организации.
Современным кадровым службам не достаточно только оформлять при-казы и распоряжения, хранить кадровую информацию. Они постепенно долж-ны превращаться в центры по разработке и реализации стратегии организации труда, цель которой повышение производственной , творческой отдачи и ак-тивности персонала, разработка и реализация программ развития кадров, обес-печение справедливой оплаты труда и т.д.
При переходе к рынку происходит медленный отход от прежнего ие-рархического управления, жесткой системы администрирования к рыночным взаимоотношениям. Поэтому необходима разработка новых подходов к по-строению системы управления персоналом организации - построение органи-зационных структур, в соответствии, с которыми весь отсчет функций управ-ления ведется не сверху вниз, а снизу вверх. Отсюда ориентация не на иерар-хические вертикальные структуры, а на многообразные формы горизонталь-ных связей.
Следовательно, формирование эффективной системы УП является од-ной из наиболее важных задач современного менеджмента. В данной диплом-ной работе будут изложены методические основы системы УП, принципы и методы ее построения, оценка эффективности ее работы, а также анализ отече-ственного и зарубежного опыта построения систем управления.
В работе были использованы материалы из книг Иванцевича Дж. и Ло-банова А.А. , Мескона М.Х. , Кибанова А..Я., Бавыкин В., Самыгина С.И. и Столяренко Л, Д. , Шкатулла В.И. и др. авторов.
2.4 Современная концепция кадровых служб
В последнее время методы и формы работы кадровых служб на пред-приятиях претерпевают существенные преобразования, связанные, прежде все-го с широким внедрением электронно-вычеслиительной техники. Изменилась роль и место этих служб в управлении производством: узко специализирован-ные функции сменились управленческими, методы руководства стали более гибкими, углубился анализ внутрифирменных связей.
Мировой опыт показывает, что главное в совершенствовании управле-ния производством – это совершенствование управления персоналом. Создание конкурентно способного предприятия всегда связано с людьми, работающими на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптималь-ные системы, формы и методы работы играют важную роль, но реализации всех возможностей, заложенных в новых методах управления, зависит уже от конкретных людей.
Управление персоналом приобретает все большее значение как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочности развития организации. Отличие современного подхода от традиционного УП:
- по критериям эффективности (более полное использование потенциала сотрудников, а не минимизация затрат);
- по признаку контроля (самоконтроль, а не внешний контроль);
- по предпочтительной форме организации (гибкая, а не централизо-ванная бюрократическая форма организации);
Характерная черта современной концепции – стремление кадровых служб к интеграции всех аспектов работы с человеческими ресурсами, всех стадий их жизненного цикла с момента найма до выплаты пенсии.
Традиционно подразделения по управлению персоналом выполняли функции учёта личного состава. Малочисленные кадровые службы укомплек-товывались преимущественно конторскими служащими. Сегодня кадровые подразделения выполняют многие функции, ранее рассредоточенные по эко-номическим, производственным и другим подразделениям. Их интеграция сви-детельствует о реальном росте влияния человеческих ресурсов в практике внутрифирменного руководства. Руководители многих фирм пересматривают свои взгляды на положение службы кадров в рамках фирмы. Работники этих служб должны иметь право участвовать в реализации политики использования трудовых ресурсов на предприятии, в анализе человеческих проблем, предви-деть будущие потребности в новых рабочих местах, изучать новые тенденции, происходящие в обществе из-за экономических, социальных и политических процессов.
Список использованной литературы
1. Акберин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предпри-ятий при разных формах хозяйствования. Учебное пособие - М.: ГАУ, 2002.
2. Бавыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов. – М.: Экономика,2003.
3. В лабиринтах рынка. Под ред. Фельдмана Г.И. - М.: Транспорт, 2002.
4.Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». – М.: МГУ, 2002.
5. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2003.
6. Грачёв М.В. . Суперкадры: Управление персоналом в международ-ной корпорации. - М.: Дело ЛТД,2002.
7. Грачёв М.В. Управление трудом (теория и практика капиталистиче-ского хозяйствования). – М.: Наука, 2001.
8.Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М.: Со-ветское радио, 1971.
9. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СП б.: Изд-во Санкт-Петербургского университе-та экономики и финансов, 2001.
10. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. –М.: МИУ,1989.
11. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. - М.: Дело ,2002.
12. Кибанов А.Я. Комплексное проектирование системы управления в машиностроении. – М.: МИУ,1987.
13. Кибанов А.Я. Оценка экономической эффективности совершенство-вания управления машиностроительным предприятием. – М.: МИУ, 2001.
14. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления пер-соналом. - М.: ГАУ, 2002.
15. Колядов Л.В. , Комарова Л.А. , Епифанова Н.П. Структура управ-ления нефтяными компаниями М.: Нефть и газ ,2003.
16. Кричевский Р.А. Если вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело,2002.
17. Лагина, Шакирова Организация работы с кадрами и её совершенст-вовании. - М.: ВНИИЭгазпром , 2001.
18.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2001.
19. Основы управления персоналом. Под ред. Генкина Б.М. - М.: Выс-шая школа, 2003.
20. Основы управления персоналом. Под ред. Розарёновой Т.В.- М.:ГАСБУ, 2003.
21. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986.
22. Поляков И.А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду. – М.: Экономика, 1988.
23. Проблемы экономики, организации производства, использования трудовых ресурсов нефтяной промышленности в условиях рынка. Тематиче-ский сборник научных трудов. - М.: ВНИИОЭНГ, 2001.
24. Профессионально - психологические аспекты труда работников га-зотранспорта (сост. Дятлов В.А.). - М.: Нефть и газ, 2003.
25. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - М.: Зевс, 2003.
26. Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. – М.: Издательская группа «Прогресс»,2002.
27. Сборник аннотаций разработок по социально-психологическому обеспечению работы с кадрами и системы непрерывного обучения. Серия: Общеотраслевая. РАО «Газпром» Отраслевой научно-исследовательский учеб-но-тренажёрный центр. - Калининград, 2003.
28. Система работы с кадрами управления. Под ред. Шаховой В.А. – М.: Мысль,1984.
29. Система управления персоналом на предприятии. – М.: Всероссий-ский центр производительности, 2002.
30. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персо-налом. – М.: ГАУ, 2003.
31. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: Бизнес- школа « Интел- синтез», 2002.
32. Стэнли Янг. Системное управление организацией. - М.: Советское радио, 1972.
33. Травин В.В. , Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Де-ло ЛТД, 2002.
34. Трейси Диана. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. На-стольная книга. - М.: Автор, 2002.
35. Управленческое консультирование. Под ред. Куба М. - М.: Интер-эксперт, 2001.
36. Управление персоналом организации: учебник для Вузов. Под ред. Кибанова А. Я. - М.: Инфра - М, 2003.
37. Уткин Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 2003.
38. Шекшня С.В. Управление персоналом. Учебно-практическое посо-бие. - М.: Бизнес - школа «Интел- Синтез», 2003.
39. Шкатулла В.И Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма - Инфра - М , 2003.