Введение:
В этом году Счетной Палате Российской Федерации исполнилось 10 лет. Более 66 миллиардов рублей возвращены государству за десять лет работы Счетной палаты. Из них в 2004 году - 20 миллиардов. Об этом говорится в распространенном 19 января 2005г. сообщении Счетной палаты, посвященном 10-й годовщине Федерального закона «О Счетной палате РФ».
В настоящий момент активность Счетной палаты РФ и ее руководителя С.Степашина сосредоточилась на исследовании бюджета 2005 год, проверке деятельности некоторых крупных компаний в регионах (например, "Лукойла" и ТНК - в Тюменской области), так называемой оффшорной зоне на Байконуре, а также - на проверке правильности функционирования акцизной системы в алкогольной отрасли (особенно - из Северной Осетии).
Эффективна ли работа Счетной Палаты в действительности? Доверяет ли общественность Счетной Палате как органу финансового контроля, и насколько совершенна работа этого органа, нуждается ли она в корректировке и каких-либо изменениях – все эти наболевшие, регулярно обсуждаемые в последнее время вопросы мы затронем в данной работе, вследствие чего избранную тему следует считать актуальной
Глава 6:
Приоритетным направлением развития функций Счетной палаты РФ должно стать осуществление внешнего контроля за:
- стратегической эффективностью,
- рациональным формированием государственных ресурсов,
- использованием бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью,
- целевым и эффективным расходованием бюджетных средств министерствами и ведомствами,
- эффективностью общей деятельности Центрального банка РФ,
- надлежащим исполнением смет расходов Парламентом РФ, Правительством РФ, Управлением делами и Администрацией Президента РФ и другими высшими государственными органами как получателями бюджетных средств.
Учитывая доминирующее влияние на бюджетную политику России объемов государственного долга, следует уточнить функции Счетной палаты РФ по:
- контролю за состоянием и обслуживанием государственного долга,
- законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов,
- законностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе.
Необходимо предусмотреть право обращения в суд Счетной палаты РФ в случае выявления в ходе контрольных мероприятий нарушений охраняемых законом государственных интересов.
Заключение:
Подводя итог вышесказанному, заметим, во-первых, что для оказания содействия Федеральному Собранию РФ в осуществлении эффективного государственного надзора, принятия решений, связанных с политикой государства и финансированием, необходимо пополнить ресурсы и увеличить объем следственных полномочий Счетной палаты. Конкретные задачи аудиторов могут быть реализованы более успешно путем децентрализации их сил и учреждения отделов аудиторов в конкретных министерствах и ведомствах. В данном случае, сотрудники этих отделов смогут проводить ревизии, опираясь на цели, задачи, программы и план деятельности конкретного министерства, служащими которого они являются.
Во-вторых, без опоры на принцип независимости аудиторы лишены возможности объективно собирать, анализировать, оценивать и представлять информацию о проделанной работе. Аудиторы рискуют превратиться в инструмент политической власти, теряют доверие к себе. Принцип независимости должен быть гарантирован законом и закреплен в ходе сотрудничества аудиторов с представителями других органов государственной власти.