Ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием
Как известно, Счетная Палата РФ является органом государственного контроля. В этом году Счетной Палате Российской Федерации исполнилось 10 лет. Более 66 миллиардов рублей возвращены государству за десять лет работы Счетной палаты. Из них в 2004 году - 20 миллиардов. Об этом говорится в распространенном 19 января 2005г. сообщении Счетной палаты, посвященном 10-й годовщине Федерального закона «О Счетной палате РФ».
Эффективна ли работа Счетной Палаты в действительности? Насколько совершенна работа этого органа, нуждается ли она в корректировке и каких-либо изменениях – все эти наболевшие, регулярно обсуждаемые в последнее время вопросы мы затронем в данной работе, вследствие чего избранную тему следует считать актуальной.
Цель работы – изучение особенностей функционирования Счетной Палаты Российской Федерации и обоснование направлений совершенствования ее деятельности.
В соответствие с поставленной целью возникают следующие задачи:
- раскрыть содержание, цели, и принципы государственного финансового контроля;
- исследовать мировой опыт развития парламентского финансового контроля;
- рассказать о повышении роли Счетной Палаты в условиях реформирования государственного финансового контроля в России;
- выявить особенности деятельности Счетной Палаты РФ;
- исследовать эффективность деятельности Счетной Палаты РФ и подходы к ее анализу;
- определить направления развития форм и методов финансового контроля в практике функционирования Счетной Палаты;
Объектом исследования является Счетная Палата Российской Федерации как орган государственного и финансового контроля.
Критерий действенности финансового контроля отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество.
Показатели, отражающие степень воздействия финансового контроля на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.
Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля.
Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:
- социальный эффект;
- организационный эффект;
- экономический эффект.
Социальный эффект финансового контроля проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Кроме того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.
Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры федеральной исполнительной власти, в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается оперативность управления.
Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д.