Введение:
Актуальность темы. Проблема контроля обученности школьников иностранному языку приобретает особую важность в связи с коренными изменениями, продиктованными самой жизнью, как в практике преподавания, так и в методической науке.
На современном этапе развития иностранный язык становится реально востребуемым. Все большее число людей изучают языки и широко используют эти навыки в практической деятельности, Оживление межкультурной коммуникации, повышение к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур, интеграции России в мировую экономическую систему. Это способствует изменениям в практике обучения иностранным языкам, где доминирующим подходом становится коммуникативный, при котором уже с первого урока школьники учатся общению на изучаемом языке.
Необходимость рассмотрения проблем организации и содержания контроля продиктована также разработкой Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, осуществляемой в отделе обучения иностранным языкам Института общего среднего образования Российской академии образования под руководством академика А.А.Миролюбова и члена-корреспондента РАО И.Л.Бим. Единство минимальных требований к уровню обученности учащихся влечет за собой установление единых объективных форм и способов контроля успешности обучения, что является новым для российской школы.
Глава 3:
Очевидно, что использование проверочных заданий в форме выбора правильного ответа из двух альтернативных или в форме выбора правильного ответа из предложенных вариантов достаточно только для удовлетворения требования воспринимать на слух и понимать общее содержание законченных в смысловом отношении аутентичных текстов, но явно недостаточно для соответствия требованиям извлекать необходимую информацию; выделять главную мысль; определять и устанавливать последовательность фактов; полностью понимать аудируемый текст с опорой на наглядность; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщения.
Наиболее популярные в школе формы работы и способы проверки сформированности навыков и умений в аудировании - выбор правильного ответа из двух альтернативных или выбор правильного ответа из предложенных вариантов – не способны создать и развить умения в ознакомительном и деятельностном аудировании [2,с.225], хотя последние особенно важны для осуществления конкретной речевой деятельности учащихся.
Учитывая теоретические исследования и методические рекомендации по контролю аудирования, изложенные в I и II главе данной работы, был проведен эксперимент среди 14 учеников 9А класса средней общеобразовательной школы №565 Южного округа г.Москвы. Экспериментальная группа сравнивалась с контрольной группой, умения в аудировании у которой формировались с помощью альтернативного или множественного выбора.
Предмет эксперимента: Зависимость результативности обучения в аудировании от форм и типов заданий.
Цель эксперимента: определить эффективные способы проверки умений в аудировании, обеспечивающие достижение программных требований в осуществлении реальной коммуникации.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровень обученности и результативность выполнения контрольных заданий будет выше, если помимо традиционных будут использованы такие типы заданий, как задания на установление соответствий и клоуз-процедура.
Заключение:
В данной работе мы рассмотрели теоретические и практические вопросы контроля речевых умений в аудировании, особенности организации контроля аудирования, подвели итог исследованиям, проведенных отечественными и зарубежными методистами, показав как достижения отдельных педагогов, так и перспективы разработки проблемы контроля в свете новых подходов и задач. Мы выяснили, что сильной стороной изысканий зарубежных методистов является создание различных видов тестов.
Мы выявили специфику проверки овладения учащимися коммуникативной компетенцией в аудировании. Показали, что степень сформированности рецептивных навыков и умений зависит от форм, методов и особенности организации контроля, обосновав процедуру подготовки и использования проверочных заданий в тестировании умений школьников. Основным объектом становится уровень развития речевых умений в области понимания речи на слух. Учитывая, что тестовая методика может успешно и эффективно применяться для выявления уровня сформированности рецептивных видов речевой деятельности, мы раскрыли пути подготовки и организации проведения контроля в виде тестов.