Введение:
Актуальность, цели и задачи данной дипломной работы обусловлены следующими положениями.
Совершенствование бюджетной системы и системы межбюджетных отношений является составной частью социально-экономических преобразований в России. Успех экономической стабилизации во многом зависит от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, четкого механизма выравнивания горизонтальных и вертикальных дисбалансов в бюджетах всех уровней. Формирование такого механизма – непростая задача для любой страны и особенно для России, объединяющей 89 различных по статусу субъектов Федерации: 21 суверенную республику, 6 краев, 50 областей, 3 автономные области, 7 автономных округов и два мегаполиса: Москва и Санкт-Петербург. Территории группируются в экономические районы не столько по экономическому, сколько по географическому признаку. Таких районов – 11, в них входят от 4 до 10 регионов. Как самостоятельный регион учитывается Калининградская область, отделенная от остальной территории России.
Глава 3:
Среди наиболее острых проблем федеральных и региональных целевых программ в настоящее время можно выделить следующие:
1. Формулировки приоритетных направлений и целей отбора РЦП недостаточно ясны и конкретны для четкого определения целей программ, реализуемых в рамках приоритетов, пропорций распределения об¬щего объема выделенных средств на РЦП по приори¬тетным направлениям. В результате осложняется реше¬ние вопросов определения достаточного объема ре¬сурсов, необходимого для реализации поставленных задач в рамках приоритетов, и оптимального распре¬деления средств между приоритетными направления¬ми. Наблюдается расхождение целей приоритетов и це¬лей самих программ.
Это особенно характерно для целевых программ региональной направленности, типичными недостатками которых являются размытость целей и неконкретность задач, отсутствие внутрирегиональных приоритетов и ответ¬ственности за их исполнение. Часто такие программы используются как дополнительный источник бюджет¬ного финансирования текущих расходов региональ¬ных и местных бюджетов. Хроническое недофинансирование этих целевых программ стало причиной и одновременно следствием многих их недостатков. Все это в конечном счете привело к ликвидации большинства региональных целевых программ и объединению средств, предназначен¬ных для оказания финансовой поддержки регионам по развитию их общественной инфраструктуры в единую ФЦП «Сокращение различий в социально-экономичес¬ком развитии регионов Российской Федерации», фи¬нансируемую из Фонда регионального развития.
Заключение:
В результате выполнения данной дипломной работы можно сделать следующие выводы.
С развитием рыночных принципов хозяйство¬вания расширяются и усложняются экономичес¬кие функции региональных и местных органов вла¬сти, центр тяжести проводимых реформ смещается в регионы. К сожалению, несмотря на передовое законодательство, адекватного упрочения финан¬сового потенциала субъектов РФ пока не проис¬ходит.
Говоря о бюджетной реформе 26 мая 2004 года, представляя послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ отметил, что «необходимо перейти от управления затратами к управлению результатами». При этом, по его словам, «необходимо сформировать механизм оценки планов и показателей достижения результатов всех органов власти». Организации-бюджетополучатели должны быть ответственны за достижение результатов. Бюджетное планирование должно приобрести долговременный характер.
Особую роль в достижении указанных целей играет программно-целевое управление как один из наиболее эффективных государственных механизмов влияния на экономическое развитие. Однако количественный бум, который оно пережило в последние годы в России, должен бы смениться качественным сдвигом в сторону подчинения программно-целевого управления единой стратегии регионального развития. Иначе говоря, программно-целевое управление должно занять свое место в цепочке планирования регионального развития.