Введение:
Пожалуй, сегодня понятие “стабильность” употребимо лишь к проблемам – единственному, что с завидной регулярностью заполняет нашу жизнь. Проблемы не дают забыть о себе, назойливо требуют внимания, отнимают время, ревниво ограждают нас от удовольствий и отдыха… В мучительном поиске решения одной проблемы мы не в состоянии абстрогироваться от других и вот уже погрязаем в накопившемся, забыв о той, что послужила началом “погружения”.
И часто единственный способ уйти от “увлектельного” процесса самокопания – обратиться к мнению со стороны.
“Никогда на мешает поинтересоваться, как ты выглядишь в глазах окружающих!"
Странно, но отзыву недоброжелателей порой доверяешь больше – их “злая” объективность не вызывает сомнений. Бывает, что услышанное о себе равносильно открытию Америки! Кто знает, будет ли столь же значительным открытие… себя в Америке?! И возможно ли это?! Действительно, что мы представляем собой в глазах еще недавних противников в идеологии и политике? Не желая пугать перспективой фундаментального аналитического исследования этого вопроса, проанализируем фильмы.
Глава 3:
Если пристально присмотреться к образу Екатерины, создаваемый в обоих фильмах, можно увидеть достаточно противоречивого. Но важно пожалуй отметить цельное.
Внешне молодая, импозантная, не лишена острого ума и чувства юмора. Но здесь же целомудренность и даже наивность. И то и другое не противоречит, но удачно дополняет одно другое.
Пышные наряды и украшения с самого начала и затем всю оставшуюся жизнь сопровождают ее.
Но, несмотря на это мы не видим ее вальсирующей, на балах она более в беседе с фрейлинами.
Это не умаляет ее жизнелюбия.
С самых ранних сцен проявляются ее основные черты характера впоследствии так помогавшие ей править.
Это и последовательность в действиях, расчетливость в поступках при наличии довольно гибкого ума.
Это все Екатерина отмечает о себе и в своих мемуарах.
Но есть ряд образов о которых Екатерина в своих записках говорит открыто, даже несколько выпячивая это, но в фильмах они оказываются как - бы на втором плане.
Это семейные отношения – для нее естественный подвиг. И судя по запискам, она ему следует всю свою жизнь, не смотря ни на что.
Заключение:
История России, с ее кровавыми непредсказуемыми переворотами, всегда была благоприятным материалом для Западного кино. Фигура дармштадской принцессы, волей судеб ставшей русской императрицей, привлекала внимания многих кинорежиссеров, - знаменитый Джозеф Фон Штейнберг не стал исключением. Роль Екатерины II в его фильме “Блестящая императрица” (в др. переводах “Кровавая императрица”, “Красная императрица”, “Грешная императрица” - удивительное многообразие) (1934) исполнила сотворенная им звезда - Марлен Дитрих. "Блестящая императрица" - пример классического американского стереотипа о далекой варварской земле, богатой мехами и населенными медведями. Одежда русских казаков (почему - то составляющих основную челядь при императорском дворе, в этом фильме, конечно) представляла собой смесь из наряда знатного боярина допетровской Руси и формы венгерских гусар. Но “русские” костюмы не идут ни в какое сравнение с не менее “русской” архитектурой .