Введение:
Актуальность рассмотрения организации нотариальной деятельности в Российской Федерации с моей точки зрения обусловлена следующим:
Основы законодательства о нотариате действуют в России уже чуть бо-лее одиннадцати лет – с 11 февраля 1993 года. Это небольшой срок для круп-ного кодифицированного акта, однако, в теории нотариального права, и на практике большинство исследователей сходятся во мнении о необходимости кардинального совершенствования Основ.
За десятилетие существования Основ о нотариате, поменялось как ма-териальное так и процессуальное законодательство . Это говорит о том, что кардинально поменялись экономическо-правовые условия, а значит, требует-ся реформирование законодательства о нотариате.
Нотариат в России долгое время не занимал должного места в юрис-пруденции. В целом подобная ситуация сохраняется и в настоящее время. Так, до сих пор не существует обязательной учебной дисциплины, изучаю-щей систему нотариата (Органы нотариата отчасти изучаются в программе курса «Правоохранительные органы», отдельные моменты посвящены ему и в Административном праве России). Лишь недавно в России появился жур-нал «Нотариус», заслуга в организации которого принадлежит не сообществу нотариусов - нотариальной палате, а Молодёжному союзу юристов.
Глава 3:
В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации ка-ждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи в своей стране. Эту помощь призван обеспечить и но-тариат путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.
Особенностью деятельности нотариусов является их полная независи-мость от кого-либо при выполнении своих профессиональных обязанностей – совершении нотариальных действий. Никто не вправе обязать нотариуса вы-полнить какое-либо нотариальное действие. Право обязать нотариуса совер-шить нотариальное действие, в отношении которого он вынес постановление об отказе, а так же указать, каким образом надо выполнить нотариальное действие, по поводу которого подано заявление, предоставлено только суду. По действующему законодательству о нотариате контроль за совершением нотариальных действий возложен в России лишь на судебные органы .
Контроль за деятельностью нотариусов осуществляется в двух формах:
- контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.
- судебный контроль за совершением нотариальных действий.
Контроль за исполнением нотариусами профессиональ¬ных обязан-ностей. В соответствии со ст. 34 Основ контроль за исполнением профессио-нальных обязанностей нотариусами, ра¬ботающими в государственных нота-риальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, зани-мающимися частной практикой, — нотариальные палаты. Однако, осуществ-ляя конт¬роль за профессиональной деятельностью, органы юстиции не впра-ве вмешиваться в процесс совершения нотариальных дей¬ствий.
Заключение:
Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль, за оформлением на-следства или за согласием на вывоз ребенка на отдых за границу РФ. Россий-ский нотариат в современном обществе стал одним из важнейших институ-тов государственного устройства.
Система нотариата независимо от способа своей организации (государ-ственный или частный нотариат) является публично-правовой по организа-ции и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы. С другой стороны нельзя отвергать и частноправовую природу нотариальной деятельности, прочно за-крепленную в ряде нормативно правовых актов. Такая двойственность нота-риальной деятельности, к сожалению, оказывает противоречивое воздействие на развитие института нотариата в нашей стране и особенно это стало замет-но в последнее время. Примеров тому много: ст. 11 НК РФ приравняла нота-риуса к предпринимателям, отождествление нотариальной деятельности с коммерческой породило на законодательном уровне тезис о «дороговизне нотариальных услуг» и т. д. Одновременно, российское государство, видимо еще не осознав в полной мере важность нотариальной деятельности для дальнейшего поступательного развития экономики страны, рассматривает нотариуса как некий бюрократический механизм со всеми присущими ему недостатками.