Введение
Основные правовые принципы статуса нотариата определены Конституцией РФ [1]. Именно в ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц; право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.
В настоящее время, можно с уверенностью сказать, что нотариат - это один из основных элементов современной правоохранительной системы государства, призванный, в первую очередь, обеспечивать защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, укреплять правопорядок и законность путем правильного, единообразного и своевременного совершения нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и юридических обязанностей, предупреждение возможного нарушения этих прав в будущем [2].
В настоящее время деятельность нотариата достаточно подробно и детально регламентирована Основами законодательства Российской Федерации о нотариате [3] принятыми в 1993 году, а также соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации [4], где прямо перечислены те виды сделок, для которых предусмотрена только нотариальная форма их заключения.
Истекший период с момента принятия Основ и до настоящего времени знаменовался не только становлением частного нотариата, но был важен и в плане накопления опыта и знаний, обобщения нотариальной практики в сфере экономической деятельности всех субъектов предпринимательских отношений и возрастания роли нотариуса в обеспечении правовых основ хозяйственной жизни коммерческих структур и граждан. Важным событием этого периода стало принятие России в члены Международного Союза Латинского нотариата.
С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате подверглись существенным изменениям и отношения в сфере нотариальной деятельности. Отдельные авторы отмечают, что сейчас настоятельно встает вопрос о переходе от государственного и частного нотариата к единой системе нотариата в Российской Федерации, об усилении роли государственного контроля за осуществлением нотариальной деятельности, о повышении степени ответственности каждого нотариуса, об определении с учетом особенностей нотариальной деятельности статуса нотариальных палат [5]. Утверждается, что дальнейшим направлением развития нотариата в России станет разработка и принятие проекта федерального закона о нотариате - основополагающего акта для дальнейшего функционирования нотариата в Российской Федерации на основе профессиональной и экономической независимости, личной имущественной ответственности лица, осуществляющего нотариальную деятельность, за результаты этой деятельности и контроля за осуществлением такой деятельности [6].
Итак, тема нашего исследования – «Организация нотариальной деятельности в Российской Федерации».
Данная тема актуальна для исследования по следующим основаниям:
Во-первых, в настоящее время, прежде чем идти по пути дальнейшего реформирования нотариата в России, важно рассмотреть и исследовать организационные основы нотариальной деятельности в Российской Федерации выявить достоинства и недостатки.
Во-вторых, вот уже несколько лет ряд авторов замечает, что в отношении нотариата складывается проблема отставания законодательства от потребностей практики (особенно ярко проявляющейся во времена коренного реформирования правовой системы) [7]. Так, например, Герасимов В. отмечает, что более эффективным было бы сделать перечень нотариальных действий, предусмотренных ст.ст.35 и 36 Основ законодательства о нотариате, открытым. Такое решение отвечало бы принципу диспозитивности частного права и предоставило бы субъектам гражданских правоотношений больше возможностей для защиты своих прав и законных интересов [8].
И действительно, гражданское законодательство стремительно развивается. За девять лет, с момента принятия Основ, были приняты три части Гражданского кодекса РФ, Семейный кодекс и десятки других законов. Быть может пора коренным образом изменить законодательство о нотариате?
В-третьих, актуальна для исследования накопившаяся судебно-арбитражная практика связанная с нотариатом и нотариальными действиями. Важно исследовать накопившийся «судебный опыт» для того, что выявить направления и тенденции дальнейшего развития законодательства о нотариате.
Цель нашей дипломной работы – исследовать организацию нотариальной деятельности в Российской Федерации.
Исходя из поставленной автор ставит перед собой следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения нотариата и современное правовое регулирование организации нотариальной деятельности в Российской Федерации;
- проанализировать общие положения об организации нотариальной деятельности в Российской Федерации: понятие нотариата, его функции, правовой статус нотариуса, порядок учреждения и деятельности государственных и частных нотариальных контор;
- исследовать правовой статус региональной и федеральной нотариальной палаты, рассмотреть формы контроля за нотариальной деятельностью.
При написании работы была использована разнообразная литература относительно исследуемых вопросов. Это в основном работы ученых – исследователей в области гражданского права – О.Н. Садикова, В.Н. Аргунова и других, а также работы исследователей – практиков в области нотариата – П.П. Глущенко, А.М. Седова, В. Жуйкова, Н. Сучковой и множества иных.
Глава 2. Общие положения об организации нотариальной деятельности в Российской Федерации
§1. Понятие нотариата, его функции
Современный нотариат - система государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации. С другой стороны, нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается: суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК РСФСР, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др.
В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер.
Заключение
Итак, принятые 11 февраля 1993 г. Основы законодательства РФ о нотариате сыграли существенную роль в становлении нотариата в условиях рыночной экономики. За девять лет их действия удалось повысить профессиональный уровень нотариусов, обеспечить доступность нотариальных услуг для населения.
Основы законодательства о нотариате коренным образом изменили организационную структуру построения нотариата в России. Они предусматривают, что нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают как нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, так и занимающиеся частной практикой; оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.
Важно отметить, что ныне действующее законодательство, регулирующее организационные основы нотариата в Российской Федерации – фактически устарело. Необходимо обновление действующих инструкций и писем, придание им законодательной формы. Необходимо внести изменения в Основы законодательства о нотариате, отвечающие Нужно четко отграничить подсудность дел с участием частных нотариусов.
На наш взгляд, нет необходимости разработки и принятия нового Федерального закона «О нотариате», достаточно внести законодательные изменения в Основы, отразив все нюансы прошедшей хозяйственной реформы в России с 1993 по 2002 год.
В настоящее время складывается ситуация, когда многообразие действующих нормативных актов, встречающееся порой их несоответствие друг другу порождает множество вопросов при совершении нотариусами отдельных нотариальных действий.