Введение:
Актуальность проблемы и темы исследования определяется противоречием между необходимостью реализации цели воспитания и обучения умственно отсталых детей и подростков в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая заключается в социальной адаптации: передачи им практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны, и, с другой, педагогическими возможностями, обусловленными современным содержанием специального образования.
Актуальность работы также обусловлена противоположностями, которые возникли вследствие дихотомического подхода к изучению личности с легкой степенью умственной отсталости, «расчленяющего» такую личность на отдельные объекты исследования. Возникающие противоположности можно определить так: социальная адаптация школьников реализуется в общественно-полезной деятельности, для которой характерна повышенная двигательная активность, а интенсивность учебной деятельности по предмету «Математика» для умственно отсталых школьников, предусмотренная школьной программой, недостаточна и не позволяет создать «базу», необходимую для будущей трудовой деятельности выпускников школ.
Проблема исследования определяется несоответствиями между программно-методическим обеспечением математики, и, в частности, практикой обучения нумерации чисел в пределах 20-ти, в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая недостаточно использует потенциал педагогики.
Глава 2:
. Современное состояние обучения математике школьников с легкой степенью умственной отсталости характеризуется поиском путей по определению оптимальной содержания обучения в специальной (коррекционной) школе-интернате VШ вида: создаются альтернативные учебные планы, программы и учебники с целью повысить эффективность обучения, воспитания и подготовки к жизни учащихся. Проводимые мероприятия по совершенствованию работы специальной (коррекционной) школы-интерната, осуществленные за последние годы, не исчерпывают всех возможностей повышения эффективности данного социального института по реализации его основной цели – социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.
2. Предпосылкой активного приспособления к условиям социальной среды является «подготовленность к социальной адаптации» школьника с лёгкой степенью умственной отсталости, которую мы понимаем как комплексный результат педагогического воздействия в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, одними из показателей которой являются состояние физического и психического развития.
3. Обучение нумерации чисел в пределах 20-ти в школах VIII вида позволяет личности усваивать жизненно необходимые знания, умения и навыки, развивать и совершенствовать специальные психические качества и способности.
4. Школьники с легкой степенью умственной отсталости имеют самые разнообразные нарушения психического развития. Имеющиеся нарушения отягчаются недостаточной активностью учащихся, а существующая система обучения математике в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида не компенсирует эту недостаточность, что указывает на необходимость увеличения количества занятий математикой. Применение средств педагогики является необходимым, а иногда и единственным фактором улучшения психического состояния школьников с легкой степенью умственной отсталости и улучшения их подготовленности к социальной адаптации.
5. Экспериментально установлено, что школьники 7-10 лет с легкой степенью умственной отсталости, которые, кроме школьной программы по математике, занимаются дополнительно с целью изучения нумерации чисел в пределах 20-ти, показывают значительные улучшения показателей математических знаний и психического развития.
6. Данные корреляционного анализа доказывают взаимосвязь математической подготовленности и психического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости. Наличие взаимосвязи указывает, что использование средств нумерации чисел в пределах 20-ти способствует освоению жизненно необходимых умений и навыков, снижает проявления личностной тревожности, развивает коммуникативные качества личности, что значительно повышает их подготовленность к социальной адаптации и самореализации в будущей профессиональной деятельности и в обществе.
Заключение:
Характерной особенностью специальной (коррекционной) школы VIII вида является неоднородность состава учащихся по уровню как психического, так и физического развития. Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
Поэтому оптимизация процесса обучения нумерации в пределах 20-ти во многом будет зависеть от индивидуальных подходов к детям, которые могут быть весьма различны.
Разработанные практические и методические рекомендации позволяют руководителям и учителям математики специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида организовать оптимальные условия для эффективного использования средств педагогики для улучшения подготовленности к социальной адаптации школьника с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования о том, что занятия математикой и обучение нумерации чисел в пределах 20-ти в режиме дня школы-интерната, по всей видимости, будет позитивно влиять на познавательную активность школьников с легкой степенью умственной отсталости, - полностью подтвердилась.
Данное исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: разработка методического обеспечения по совершенствованию программы обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида, разработка программно-методического обеспечения для организации внеурочных форм занятий по математике для школьников с умственной отсталостью, и т.д.