Введение:
Важной предпосылкой и обязательным условием функционирования рыночной экономики является полноценная конкурентная среда, прежде всего, среди производителей. Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики и, в конечном счете, улучшает жизненные условия населения.
Плюрализм форм собственности на средства производства, появление целого анклава предприятий, не принадлежащих государству, — лишь первый шаг в этом направлении. Ликвидация планово-централизован¬ной системы хозяйства вовсе не означает, что возникла и сложилась конкурентная среда. Становление рыночной экономики в России продолжа¬ет сталкиваться с монополизмом особого рода. Этот монополизм своим рождением обязан нерыночной среде и по своему генезису принципиально отличается от монопольных отношений в условиях рыночной экономики, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капитала в процессе конкурентной борьбы.
Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам. Все это свидетельствует о необходимости проведения активной антимонопольной политики в России, с учетом опыта стран с развитой рыночной экономикой в данной области.
Таким образом, рассматриваемая в данной работе тема является весьма актуальной.
Глава 3:
Основой для формирования антимонопольной политики стал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельно¬сти на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. с поправками, принятыми к нему в 1995 г. Сюда же следует отнести законы «О приватизации госу¬дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г., «О поставках продукции для федеральных и государст¬венных нужд» от 13 декабря 1994 г., «О финансово-промышленных груп¬пах» от 30 ноября 1995 г., «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. и др.
Предприятие признается монополистом, если занимает господствую¬щее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего замени¬телей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позво¬ляет ему воспрепятствовать доступу на рынок другим производителям, устанавливать свои условия им и потребителям.
Антимонопольная политика в нашей стране имеет целый набор средств и инструментов для решения проблемы монополизма. Среди них следует, прежде всего, выделить так называемые ограничительные меры. Это запре¬ты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкурен¬цию, на действия органов власти и управления, которые могут неблаго¬приятно сказаться на развитии конкуренции. Они предусмотрены Законом «О конкуренции». Объектом запретов стали соглашения, ограничивающие конкуренцию и действия предприятий, злоупотребляющих своим доми¬нирующим положением. Такие действия — самое распространенное нарушение антимонопольного законодательства (более 60%). Запрещается устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изы¬мать товар из обращения с целью создания искусственного дефицита, на¬вязывать контрагенту невыгодные для него условия договора и т. п.
Наряду с запретами осуществляется контроль за экономической концентрацией. Ведь в результате слияний, объединений, сговора между предприятиями может возникнуть фактическая монополия на том или ином сегменте рынка товаров или услуг.
Выводы:
Итак, монополия - это исключительное право распоряжаться производственными ресурсами, как в сфере производства, так и обращении. Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монополизм несет ряд отрицательных последствий для экономики. Часто монополии являются источником не¬допроизводства, завышения цен, неэффективного производства. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует ме¬ханизмы саморегуляции рынка.
Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как на основе государственного монополизма социалистической экономики. Если в странах рыночной экономики монополи¬зация обычно проходила путем организационного объединения пер¬воначально независимых компаний, то социалистический монопо¬лизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей). При этом монополизм в социалистической экономике был распространен зна¬чительно шире, чем в рыночной.
Начало рыночных реформ в нашей стра¬не привело к резкому усилению монопо¬листических тенденций. Отчасти это - было связано с распадом СССР и ослабле¬нием экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории. Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им, резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику.