Введение:
Подлинное становление рыночной экономики в России невозможно без интенсификации инвестиционной деятельности.
В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.
Особенности переходного этапа развития российской экономики обусловили большую сложность осуществления инвестиционного процесса. Глубокий экономический кризис, охвативший в условиях переходного периода все сферы хозяйственной жизни общества, в том числе и инвестиционную, активизировал факторы, дестимулирующие инвестиции. При этом реализация общих закономерностей инвестиционного процесса, рассмотренных выше, значительно модифицировалась.
В последние годы (начиная с конца 1998 г.) после многолетней рецессии в российской экономике под воздействием ряда благоприятных макроэкономических факторов сформировались предпосылки инвестиционного и экономического роста. Вместе с тем коренные причины экономической нестабильности кризиса не устранены, что определяет неустойчивость наметившихся позитивных сдвигов в инвестиционной сфере. Поэтому важно изучить основные факторы, определяющие динамику инвестиционного процесса, и складывающиеся под их воздействием общие условия осуществления инвестиционной деятельности, характеризующие ее состояние и перспективы развития.
Глава 3:
Для улучшения инвестиционного климата нужно решить комплекс вопросов стра¬тегического и тактического характера. В стра¬тегическом плане для привлечения инвестиций Россия должна предпринять меры по повышению своей конкурентоспособности, к которым надо отнести: разработку макроэко¬номической политики, направленной на стимулирование экономического роста, устойчи¬вые темпы которого должны способствовать привлечению международных инвесторов; осо¬бое внимание созданию благоприятного инвестиционного климата в отраслях, где жела¬тельно такое привлечение; организацию свобод¬ных экономических зон, которые помогают раз¬решить проблему слабости инфраструктуры; учреждение сети государственных организаций, оказывающих помощь иностранным инвесто¬рам в получении разрешений на создание фи¬лиалов и экспортных лицензий; и т.д.
Мировой опыт деятельности между¬народных инвесторов свидетельствует, что при анализе связанного с ней риска в той или иной стране для них первостепенны вопросы о на¬дежности правовой системы этой страны и су¬ществующем в ней порядке налогообложения. Исходя из этого среди приоритетных мер, направленных на оздоровление инвестици¬онного климата, на первое место выходит за¬вершение разработки, упорядочение и усиле¬ние законодательства, касающегося как пред¬принимательства в целом, так и иностранных инвестиций в частности.
Особо важно подчеркнуть необходимость квалифицированного управления комплексом работ по использованию в народном хозяйстве иностранных инвестиций. Это положение признано и за рубежом, причем не только в теории, но и в практике. К началу 90-х годов в большинстве стран мира создан благоприятный инвестиционный кли¬мат, для чего свыше 50 из них изменили госу¬дарственную политику в отношении притока иностранного капитала в сторону ослабления ограничений. В ходе этих изменений выяви¬лась закономерность: чем выше экономичес¬кое развитие страны, тем свободнее в ней режим иностранных инвестиций. Однако, что чрезвычайно важно, опыт других государств показал: главную роль при выборе страны при¬ложения капиталов играют не меры стимули¬рования, а состояние ее экономики — масшта¬бы рынка, темпы развития и т.д.
Улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в России является ключевой задачей ближайшего десятилетия, без решения которой модернизация и экономический рост невозможны. Это связано с тем, что повышение эффективности экономики возможно лишь в случае масштабных инвестиций в основной капитал и росте эффективности вложений.
Заключение:
Итак, одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в 90-е годы, явилось резкое сокращение инвестиций в реальный сектор экономики.
Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, но имеющих и самостоятельное значение причин, повлекших за собой целый ряд следствий:
быстрое сокращение абсолютных объемов накопления;
существенное снижение его доли в валовом внутреннем продукте;
резкое сокращение бюджетных ассигнований и финансирование федеральных целевых и инвестиционных программ по остаточному принципу;
уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.
Хроническое недофинансирование инвестиций за последнее десятилетие подвело Россию к рубежу, за которым создается уг¬роза массовых техногенных катастроф, вызванных износом ос¬новных фондов.
Несмотря на рост инвестиций в России в последние годы, возрастают диспропорции в их отраслевом распределении. В течение 2002 г. наблюдалось значительное снижение инвестиционной активности субъектов экономики России. Важной задачей государства в этих условиях является закрепление положи¬тельных тенденций в инвестиционной сфере, создание механиз¬мов перераспределения внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность для мо¬дернизации и формирования современной структуры экономики. Отсюда объек¬тивно следует необходимость усиления роли государства как ос¬новного субъекта, организующего экономическую деятельность в переходной экономике.
Для России, развивающей свою экономику в условиях, когда возможности государственных инвестиций и внутренние частные источники ограничены, существенное значение, наряду с повышением инвестиционной активности внутри страны, имеет привлечение зарубежных инвестиций. Однако объемы иностранных инвестиций, и в первую очередь прямых, пока не соответствуют потребностям нашей страны. Эффективно использованные в национальной экономике прямые иностранные инвестиции могут стать важнейшим фактором ускорения темпов экономического роста, оптимизации воспроизводственной структуры хозяйства, повышения конкурентоспособности продукции, решения многих других стратегических задач.