Введение:
Воображение - процесс превращения какой-то наблюдаемой частички реальности в образ, своеобразное отражение внешнего мира фантазией человека. Гюстав Ле Бон писал в книге "Душа толпы", что могущество победителей и сила государств основываются на народном воображении. "Кто обладает искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять".
Понятно, что воображение неразрывно связано с восприятием, оно лишь новым образом комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в памяти: нельзя вообразить то, что в разных своих элементах не присутствовало бы в действительности. Платон сравнивал восприятие процессом тиснения печати на восковой пластинке, а воображение, согласно Платону, это оттиск, который остается после удаления печати. Дети до полутора лет не проявляют никаких признаков воображения - им для этого не хватает материала.
Воображение - способность человека, необходимая для мыслительного постижения реальности. В уме мы оперируем теми образами реальности, которые нам производит наше воображение. Уже Аристотель писал, что когда ум осознает какую-то вещь, он должен построить ее в воображении. Исходя из этих "образов вещей" мы вырабатываем и нашу линию поведения.
Воображение и "внешняя" реальность тесно связаны. Карл Густав Юнг пишет: "Если некто вообразит, что я его смертельный враг и убьет меня, то я стану жертвой простого воображения. Образы, созданные воображением, существуют, они могут быть столь же реальными - и в равной степени столь же вредоносными и опасными, - как физические обстоятельства. Я даже думаю, что психические опасности куда страшней эпидемий и землетрясений" (10, с. 37).
Глава 4:
Арт-терапия, как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе, начитывает всего несколько десятилетий своего существования. Когда клиент в результате занятий преодолевает неуверенность и начинает свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и “разговаривает” с ним на символическом языке образов. Эта техника позволяет человеку выражать внутрипсихические конфликты в визуальной форме и постепенно переходить к их осознанию и вербализации (5, с. 9).
Терапия созданием творческих произведений (СТП) возможна и без помощи специалиста художника, потому что цель занятий не в создании истинных произведений искусства, а в проявлении своей индивидуальности. З. Фрейд полагал, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще выражены в форме образов и символов. Карл Юнг предлагал отображать пациентам свои сны и фантазии в рисунках.
Заключение:
Воображение - способность человека, необходимая для мыслительного постижения реальности. Для контроля за поведением людей очень важно влиять на оба процесса - выработки образов исходя из реальности и выработки стратегии и тактики поведения исходя из возникших в сознании образов.
Выделяют два вида воображения: активное и пассивное. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями.
Юнг не советовал применять активное воображение бездумно и любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение будет наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.
Символдрама - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.
Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов на заданную психотерапевтом тему, называемую мотивом. Психотерапевт при этом выполняет контролирующую, сопровождающую и направляющую функции.
Психотерапию по методу символдрамы можно представить как некую трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с конфликтами, другую – работа, направленная на удовлетворение архаических потребностей, и третью - работа, нацеленная на развитие креативности пациента. В каждом конкретном случае работы с пациентом психотерапевт как бы перемещается в этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси, используя различные техники символдрамы.
Концепция символдрамы базируется на традициях глубинной психологии. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов.