Введение:
Дипломная работа посвящена исследованию психологических закономерностей влияния условий социализации в детском доме на особенности когнитивного развития и на особенности развития личности детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Настоящая работа посвящена острой, актуальной и все еще мало разработанной теме – особенностям психологического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей, а также подготовке воспитанников детских домов к взаимодействию с социумом.
В настоящее время в России с большой динамикой социальных процессов меняется структура общества и семьи в целом. Актуален, становится вопрос о том, как эти тенденции влияют на развитие личности ребенка и на его социализацию.
В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения [14]. Авторы очерков И.В.Дубровина, Э.Ф.Минкова, М.К.Бардышевская показали, что общее физическое, психологическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психологического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Все это чревато серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
По данным Всемирной организации здравоохранения (1998) из сорока миллионов детей в России более семисот тысяч лишены родительского попечения, причем из этих семисот тысяч 30% находятся в интернатных условиях [1].
Анализ состава детского контингента в учреждениях показывает, что в них обладают дети, чьи родители лишены родительских прав или отказались при рождении ребенка, не дееспособны по болезни, находятся в заключении.
Наше время дало новый термин «социальное сиротство», т.к. в детских домах до 50% детей имеют родителей, лишенных родительских прав.
Сироты и подкидыши составляют 5%, 20% дети, чьи родители лишены родительских прав, 33% из полных семей, 14% от матерей-одиночек [1].
По данным учебно-методического центра г. Томска, сегодня в условиях интернатов находятся дети до 3-х лет 10%, от 3-х до 7 лет 25%, старше 7 - 70% [36].
Проведя несколько лет в учреждениях закрытого типа они приобретают весь комплекс негативных свойств и качеств, которые называются «эмоциональной депривацией». Эти дети не осваивают необходимых социальных ролей, у них не формируются те личные свойства и качества, которые нужны, чтобы адекватно воспринимать социальную реальность, оценивать ее и принимать сознательные решения о собственных действиях в конкретных ситуациях.
Глава 3:
Эмпирические исследования были предназначены, прежде всего, для создания коррекционных программ, способствующих оптимальному становлению и развитию личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи, а также для помощи педагогическим работникам.
Психокоррекция является основной и ведущей формой психопрофилактики в отношении детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Коррекция поведения и общения с помощью психологических приемов и методов воздействия, занимая промежуточное место между клинической психотерапией и индивидуализированным воспитанием показана всем детям, в психическом развитии которых отмечаются те или иные отклонения.
Выделяют в качестве основных, следующие направления коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте:
1. Формирование навыков общения.
2. Гармонизация отношений ребенка в «семье» (месте постоянного проживания) и со сверстниками.
3.Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения.
4 .Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.
Исходя из выше сказанного, приоритетными, на наш взгляд являются следующие задачи педагогической психокоррекции:
1. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка, воспитывающегося в условиях детского дома, особенностей его эмоционального реагирования, социальной зрелости, структуры и особенностей функционирования системы отношений, актуальных отклонений в нервно-психической сфере.
2. Коррекция среды, т.е. исправление неадекватных методов воспитания (непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных особенностей ребенка) и отрицательных воздействий социальной среды, неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, ликвидация факторов, приводящих к педагогической запущенности и накоплению опыта неадекватного поведения.
3. Индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с девиантным поведением, осуществляемые совместно педиатром, детским психиатром и психологом, направленные на разрешение внутри - и межличностных конфликтов, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на повышение социального статуса в коллективе и собственной микрогруппе - «семье», на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на обогащения арсенала средств общения (в том числе невербального), обеспечивающих лучшее взаимопонимание ребенка и окружающих его людей.
4. Преодоление педагогической запущенности, воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, трудовых, этических, эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции, стимуляции созревания и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, уровней самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего развития.
Заключение:
На основе результатов проделанной нами работы можно сделать заключение о том, что состояние психической сферы личности детей в детском доме изменяется гетерохронно; при относительно низких темпах интеллектуального развития возможно более эффективное развитие личностных качеств, способствующее социальной адаптации детей в изолированном детском коллективе, что подтверждает поставленную нами гипотезу.
Цель исследования, изучить психологические закономерности влияния условий социализации в детском доме на особенности когнитивного развития и на особенности развития личности детей в возрасте от 7 до 15 лет, достигнута.
В нашей работе мы попытались отразить некоторые особенности становления личности детей детдомовцев и влияния на них среды обитания. Конечно, исследование осветило лишь отдельный, частный факт из числа множества подобных, но всё-таки как нам кажется, результаты, полученные в ходе проведённой работы, довольно значимы как для самих детей, так и для людей их окружающих.
Анализ эмпирических данных, благодаря которым мы выявили некоторые особенности становления самосознания у детей детдомовцев, приводят к очень простой мысли, что критическим фактором, определяющим особенности психического развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, является отсутствие положительного влияния семьи. Сам по себе этот факт очевиден и звучит как трюизм, но обойти или отмахнуться от него просто невозможно.
Дети, воспитывающиеся вне семьи – явление хоть и позорное для общества, аномальное по сути, но всё же - это факт социальной действительности, оформившийся в отдельный институт.
Дети, выходящие из стен детских домов, естественно, отличаются от домашних. Они не хуже и не лучше последних, они просто другие: с иным складом личности, сознания и самосознания.
Воспитание в условиях детского дома формирует особый социальный тип личности, которая несёт на себе этот особенный своеобразный отпечаток всю последующую жизнь. И очень важно, смогли ли окружающие, воспитывающие сироту, люди помочь ему осознанно встать на свой жизненный путь.