Введение
К сожалению, наше время не свободно от подростковой преступности. Проблема несовершеннолетних правонарушителей, наркомании в подростковой среде относится к числу одной из наиболее острых в современном обществе. Это – наиболее яркие примеры проблемного поведения подростков. Но есть и другие, пусть менее тяжкие по последствиям, но вместе с тем, не дающие эффективно социализироваться самому подростку и создающие трудности для окружающих его лиц. К их числу мы отнесем агрессивность к своим сверстникам и взрослым, вызывающее и провоцирующее поведение – данный перечень можно продолжать долго.
При этом многие специалисты отмечают, что среди социальных факторов, формирующих личность подростка, в первую очередь следует отметить малые социальные группы - семью, группу сверстников, а также школу, производственный коллектив и в более широком плане нацию, общество в целом, осуществляющее политическое, идеологическое, нравственное культурно-воспитательное воздействие. Авторы пишут, например, о тех уровнях взаимодействия человека с обществом, на которых формируются представления человека :
Глава 2. Эмпирическое исследование когнитивных и эмоционально-личностных особенностей младших подростков (10-11 лет) с проблемным (отклоняющимся) поведением
2.1. Методологические основы и программа исследования
С целью исследования когнитивных и эмоционально-личностных особенностей младших подростков с проблемным поведением мы приняли решение использовать следующие методики:
- методика «Оценка вербально-логического мышления»;
- методика «10 слов» (исследование памяти);
- методика «Корректурная проба» (исследование внимания);
- опросник диагностики агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки;
- тест «Подростки о родителях» (изучение детско-родительских отношений).
Охарактеризуем отобранные для исследования методики.
1. Методика «Оценка вербально-логического мышления» . Состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова:
1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.
2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.
3. Часы, очки, весы, термометр.
4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.
5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.
6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы.
7. Дерево, этажерка, метла, вилка.
8. Дедушка, учитель, папа, мама.
9. Иней, пыль, дождь, роса.
10. Вода, ветер, уголь, трава.
Литература
1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
2. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступное поведение и психические аномалии./ Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1998.
3. Баллон А. Психическое развитие ребенка М.: Просвещение, 1967.
4. Белоусова З.И. Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков. – Запорожье, 1998.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., «Наука», 1988.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - СПб.: Питер, 2002.
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001
9. Величковский Б.М. Внимание // Общая психология. Словарь. / под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А. – М.: ПЕР СЭ, 2005
10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие по курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004.
11. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. — М.: «ИМЕДИС», 1998
12. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию – М.: АСТ, 1997
13. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992
14. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования – М.: Книжный дом «Университет», 2002.
15. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000
16. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1972, № 2, с. 31-38.
17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – СПб., Питер, 2002.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб.:Питер, 2002.
19. Коссаковский А. Психическое развитие личности в онтогенезе // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989
20. Краковский А. П. О подростках. М., Педагогика. 1970.
21. Лукашова О.Г. Поведение отклоняющееся (девиантное) // Энциклопедия социологии / под ред. А.А.Грицанова – М.: Книжный дом, 2003
22. Маклаков А. Г.Общая психология. — СПб.: Питер, 2001
23. Маркова А. К. Психология обучения подростка. М., Педагогика. 1975.
24. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии
25. Обухова Л. Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996
26. Общая психология, словарь / Под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А. – М.: Пер-СЭ, 2005
27. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко – СПб.: Речь, 2002
28. Роговин М.С. Память // Большая советская энциклопедия. Электронное издание – М.: «Большая Российская энциклопедия», 2001 (1969-1978
29. Роль семьи в профилактике наркомании среди подростков // www.kluver.ru/load/27-1-0-130, размещен 11.04.2007 г
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2000
31. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции – М.: ЭКСМО, 1996.
32. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии – СПб.: Речь, 2002.
33. Соколова Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия. // MateriaMedica. 1996. № 1(9). С. 5—25
34. Спиваковская АС. Как быть родителями (Педагогика родителям) М., Педагогика, 1986.
35. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребёнка – М.: У-фактория, 2004
36. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления у детей – М.: У-фактория, 2004
37. Тестирование детей / автор-составитель В.Богомолов – Ростов-н/Д: Феникс, 2005
38. Хомлюк. В.И. Актуальные проблемы психологического обеспечения воспитательной работы с осужденными // Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным. – М.: «Права человека», 2001.
39. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. Педагогика 1971.