Введение:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.
Глава 2:
Фрейбургская анкета агрессивности для детей подросткового возраста состоит из девятнадцати закрытых вопросов, не допускающих варианта «может».
Главное преимущество данной анкеты заключается в доступности формулировки опросов для детей подросткового возраста и легкости подсчёта результатов.
К тому же данная методика изначально была ориентирована на детей подросткового возраста. При этом если высказывание имеет к ребёнку подросткового возраста отношение, отве¬тить «да», если вопрос его не касается, у него так не бывает – он должен отве¬тить «нет».
2.2.3. Модификация теста Розенцвейга
Метод является проективным, т.е. получение диагностической информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в си¬туации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживания и агрессивные акты.
Тест Розенцвейга состоит из 24 рисунков.
На каждом рисунке изображены два говорящих че¬ловека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Необходимо представить, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Ответы испытуемого анализируются в двух аспектах: по направлению реакции и по типу реакции.
По направлению реакции или агрессивности ответ испытуемого рас¬сматривается:
1. Как внешне-обвинительная реакция (В), если он содержит обвинение, упреки, порицания, враждебность или агрессивность в отношении другого человека или объекта;
2. Самообвинительная реакция (С), если в ответе присутствуетчувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессивность, на¬правленная на себя;
3. Безобвинительная реакция (Б), если отсутствует реакция обвинения как самого себя, так и окружающих. Происходящее рассмат¬ривается как неизбежное, фатальное.
По типу реакции ответ может быть:
1. Препятственно-доминантным (ПД), если в ответе подчеркивается наличие препятствий, помех или других фрустраторов;
2. Самозащитным (СЗ), если ответ выражает активность человека в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека;
3. Разрешающего типа (РТ), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и реакция принимает форму требования помощи от каких-либо других лиц, или форму принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, или человек рассчитывает, что время и нормальный ход событий позволят разрешить ситуацию.
Заключение:
Целью данной дипломной работы выступал анализ психолого – педагогической помощи педагогам при работе с агрессивными детьми.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть феномен агрессивных детей в психологии.
3. Провести исследование влияния семейных условий жизнедеятельности на уровень агрессивности детей подросткового возраста.
Предметом исследования был анализ психолого – педагогической помощи педагогам при работе с агрессивными детьми.
Объектом исследования выступали агрессивные дети.
И в заключение необходимо отметить, что современный ребёнок подросткового возраста живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на ребёнка подросткового возраста, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у детей подросткового возраста развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Дети подросткового возраста больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы.